Бег по кругу
Ни дня без рекорда! Примерно под таким девизом доллар живет в нашей стране уже полгода. Информация с межбанка - как сводки с фронта, очередной курс НБУ - как удар обухом по голове. Стремительная девальвация гривны вернула в дома украинцев панические настроения и страх перед грядущими экономическими проблемами, благополучно забытые несколько лет назад. И, говорят эксперты, все эти страхи вовсе небезосновательны.
- Розничные продажи в Украине уменьшаются на фоне сокращения промышленного производства, - констатирует аналитик компании "Альпари" Александр Михайленко. - В первом полугодии 2014-го значительно сократился товарооборот с ключевыми зарубежными партнерами, в худшую сторону пересматриваются прогнозы по ВВП, золотовалютные резервы страны остаются низкими. Украинские потребители тратят с каждым месяцем все меньше и меньше, что свидетельствует: у наших сограждан нет ни денег, ни уверенности в завтрашнем дне.
При этом, продолжает эксперт, наибольшее давление на курс гривны оказывают военные действия на востоке страны. Было бы странно, если бы в таких условиях украинцы начали массово скупать гривну, а вот рост спроса на валюту и растущий при этом курс выглядят вполне закономерно.
Цены взлетели вслед за долларом
Баснословный курс доллара напрямую отражается на росте цен. В первую очередь дорожает весь импорт - бытовая техника и электроника, одежда и обувь, автомобили и продукты. Причем речь идет не только о бананах-ананасах, но и мясе, молочке, чае, кофе, сырах и многих других продуктах. И хотя объективно должны дорожать только импортные товары, из-за так называемых условных взаимосвязей подтягиваются цены и на то, что никакого отношения к импорту не имеет. Например, импортный сыр дорожает по объективным причинам, а отечественный уже просто его "догоняет".
Каждое подорожание доллара - это повод поднять цены на бензин. Причем на этом рынке действуют двойные стандарты. Когда доллар растет, бензин дорожает, потому как трейдеры стараются действовать "на опережение". Но и когда американская валюта падает, заправки не торопятся снижать цены, объясняя: мы же бензин по высоким ценам покупали!
Сезон отпусков уже позади, и в данном случае это к лучшему. Ведь желающим отдохнуть за рубежом теперь придется потратить намного больше, чем они планировали изначально. Стоимость турпутевки в долларах или евро не изменилась, но покупать-то ее нужно за гривны! И если еще зимой отдых за 1 тыс. долларов обошелся бы вам в 8 тыс. грн., то теперь - в 13,5 тыс. грн., ведь в условиях нынешней нестабильности туроператоры закладывают в цену хотя бы небольшую "подушку безопасности" (подробнее см. инфографику).
Покупка недвижимости: в проигрыше все!
По логике вещей на одной и той же сделке проиграть обеим сторонам довольно проблематично. Очевидно, что если кто-то проиграл, то кто-то должен и выиграть. Как бы не так! Взлетевший курс поставил в сфере недвижимости все с ног на голову.
- Восемь лет назад мы вложили деньги в квартиру на этапе строительства, и тогда она обошлась нам в 280 тысяч долларов, - рассказывает киевлянка Екатерина. - Когда три года назад дом был сдан, ее стоимость была уже полмиллиона. Сегодня квартира выставлена на продажу, но за нее не дают даже 150 тысяч!
Казалось бы, покупателям сейчас раздолье: цены на недвижимость (по крайней мере в долларовом эквиваленте) упали - самое время покупать. Потенциальные покупатели раздражаются: да на что покупать-то?
- Копили деньги на квартиру на гривенном депозите, за пять лет собрали 400 тысяч гривен, - жалуется наша читательница Наталья. - В начале года это было 50 тысяч долларов, а сейчас - 30 тысяч. И это еще не учитывая, что теперь придется заплатить налог с доходов по депозиту, да еще и побегать, чтоб хоть эти деньги вернули.
Рынок труда: урезание зарплат и сокращения
Наши сбережения и доходы уже и так обесценились более чем в полтора раза, но это далеко не единственная неприятность на рынке труда. "Комсомолка" уже писала о том, что четверть украинских компаний уже урезали своим сотрудникам зарплаты и подумывают над следующим шагом - массовыми сокращениями. Первыми под удар попадут те профессиональные сферы, где уже сейчас активно проявляются кризисные явления - отельно-ресторанный бизнес и недвижимость. Далее неприятные новости ожидают сотрудников сферы услуг, банковского сектора и транспортной отрасли. Также без работы останутся многие сотрудники так называемых поддерживающих подразделений - бухгалтеры, эйчары, маркетологи.
Что касается строительства, которое также в последнее время переживает не лучшие времена, то, как прогнозируют в отделе стратегического планирования UniCredit Bank, его объемы вырастут за счет ожидаемых восстановительных работ на востоке Украины, как только ситуация успокоится. Тем не менее никакого существенного развития в ближайшее время не предвидится, поскольку общая экономическая, инвестиционная и политическая обстановка остается депрессивной.
Внешняя торговля: экспорт и импорт падают
Теоретический плюс девальвации только один - стимулирование экспорта. Судите сами. В начале года каждая тысяча долларов равнялась 8 тыс. грн., а теперь - более 13 тыс. То есть на ровном месте, ничего для этого не делая, компания получает 5 тыс. грн. на каждой тысяче долларов. Совсем неплохо!
Опять же в теории считается, что растущий экспорт в свою очередь стимулирует рост ВВП, доходы населения, уменьшение безработицы. Но, говорят эксперты, это все в теории, а есть еще реальная экономика Украины.
- За первое полугодие 2014-го девальвация гривны составила почти 60%, при этом, согласно данным Государственной службы статистики, внешнеторговый баланс Украины был сведен с профицитом в 3 млрд долларов, - говорит президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. - Год назад Украина имела дефицит в размере $1,5 млрд, то есть вроде бы цель в виде положительного сальдо во внешней торговле достигнута. Однако все не так просто.
Разобравшись в деталях, продолжает эксперт, мы увидим, что экспорт товаров и услуг не вырос, а упал. А положительное сальдо было достигнуто за счет того, что импорт упал еще больше! Причем существенное снижение импорта в первую очередь связано не с импортозамещением, а с катастрофическим падением покупательной способности украинцев из-за девальвации гривны.
КОМПЕТЕНТНО
Экономика не может базироваться на "оптимистических ожиданиях"
- В ответ на критику по поводу резкой девальвации гривны НБУ находит два аргумента, - отмечает директор экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин. - Во-первых, стабилизация должна произойти, как только закончится военная агрессия. Во-вторых, для инфляционного таргетирования (то есть обретения контроля над инфляцией) Нацбанку нужно время - примерно год-полтора, после чего в Украине воцарится макроэкономическая стабильность и даже произойдет рост. Но у нас этого времени нет. Уже не говоря о том, что обеспечение понятной курсовой динамики, недопущение галопирующей девальвации, уменьшение напряженности от негативных ожиданий, обеспечение покупательной способности национальной валюты - все это относится к числу первоочередных задач любого центрального банка.
Конечно, мы все хотим, чтобы военное противостояние в Донбассе закончилось как можно скорее. Но, во-первых, сегодня никто не может сказать, как долго страна будет находиться в состоянии необъявленной войны. Во-вторых, экономика не может базироваться на "благих намерениях" или "оптимистичных ожиданиях" руководства. Более того: сейчас, когда украинцы устали и разочаровались от экономических неурядиц, только понятное всем реальное улучшение могло бы привнести и определенное социальное успокоение. И таким критерием экономической стабильности является именно валютная динамика. А учитывая, что курс влияет на макроэкономические индикаторы, можно утверждать, что валютная стабилизация сегодня - это действительно вопрос национальной безопасности. И способность власти справиться с проблемой в значительной степени будет определять доверие к ней в целом.
КСТАТИ
Рост разрыва между долларовой стоимостью импортируемых энергоресурсов и гривенными платежами украинских потребителей приводит к новым бюджетным расходам. Это потребует очередного "обновления" тарифов с последующими витками инфляции и девальвации.