Об этом говорится в законопроекте "О реформировании системы управления единой ГТС Украины" (№ 4116).
- Оптимальными условиями функционирования ГТС Украины является ее сохранение в государственной собственности и дальнейшее управление магистральными газопроводами и подземными хранилищами исключительно государственной компанией, - считает член Наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий КОРОЛЬЧУК. - В таком случае Украина будет монопольно получать доходы от транзита и хранения газа, а не терять прибыль и делиться с другими компаниями.
По его словам, если же речь идет о приватизации ГТС Украины, то она может способствовать поиску инвестора для модернизации ГТС и увеличению транзита газа в ЕС. Также это позволит сохранить Украину в будущем значение главного транзитера российского газа для Европы.
- Но, как говорят, благими намерениями вымощена дорога в ад, - продорлжает эксперт. - Вместо прямой приватизации имущества ГТС (магистральные газопроводы и подземные хранилища ) правительство Украины в законопроекте предлагает квазиприватизацию, которая замаскирована в виде аренды.
Эксперт считает, что наибольшей проблемой такого предложения правительства является то, что управляющая компания ГТС Украины компания " Нафтогаз Украины " находится в плачевном финансовом состоянии. Только дефицит бюджета "Нафтогаза" составит в 2014 году около 6-7 млрд. долларов. И кредитный портфель "Нафтогаза" перевалил уже за отметку в 9 млрд. долл. С кредитами, которые выделены на погашение долга за газ перед Россией, эта сумма возрастет до 11 млрд. дол.
- Это означает, что правительство будет предлагать арендовать компаниям ЕС и США проблемную, дефицитную, убыточную компанию, которая по уши в долгах, - поясняет Юрий Корольчук. - В таком случае Украина сможет рассчитывать на заниженную цену аренды, которая будет в разы ниже, чем аналогичные цены в ЕС. На самом деле, нужно было бы для начала финансово оздоровить "Нафтогаз", вывести магистральные газопроводы и подземные хранилища Украины на уровень прибыльности. Сегодня магистральными газопроводами пользуется только российский "Газпром". В подземных хранилищах газ хранит только Украины. Как можно говорить о рыночности и привлекательность этих объектов для европейских или американских компаний, если ими никто не пользуется, кроме России и Украины?
Эксперт считает, что если ГТС будет находиться в аренде, то в частной компании не будет мотива инвестировать средства в модернизацию "чужого" объекта.
- Не меньшей проблемой является то, что решение правительства Украины разрешить скрытую приватизацию ГТС играет на руку России и непосредственно "Газпрому", - поясняет Юрий Корольчук. - Принятие данного законопроекта будет способствовать "Газпрому" в реализации его намерений построить "Южный поток", который должен частично заменить ГТС Украины. Также похоже, что в правительстве не понимают, что ни один инвестор из ЕС и тем более с США не способен гарантировать или даже увеличить транзит газа через территорию Украины. Ведь для этого придется в любом случае договариваться с Россией. Нетрудно прогнозировать, что после того как в законопроекте показательно в список инвесторов не включили Россию, то в будущем Украина может ожидать еще не одна "газовая война".
Юрий Корольчук считает, такое решение странным, потому что ГТС Украины осуществляет транзит в ЕС исключительно российского газа - на 100 %. И в последующие десятилетия альтернативы не будет.
- К сожалению, принятие законопроекта преследует прежде популистскую цель - доказать общественности, что Украина стала на путь евроинтеграции, - констатирует эксперт. - При этом такой шаг не даст практического результата. Принятие законопроекта не решает главной проблемы ГТС - гарантии объемов транзита газа, закрепление Украины как транзитного центра ЕС, появления стратегического инвестора. Скорее, все как раз наоборот. Более того, следствием такого решения в будущем станет сокращение объемов транзита российского газа через Украину в ЕС с нынешних 83 до 40-50 млрд. куб. м.