21 ноября
Загрузить еще

В плену вещей

В плену вещей
Фото: Замкнутый круг: чем больше человек зарабатывает, тем больше он тратит. Фото: Thinkstock

Мы зависим от вещей, которые по большому счету нам совершенно не нужны, а регулярные походы по магазинам уже стали популярной формой досуга и самоцелью. Все чаще люди приобретают вещи не потому, что они необходимы, а для морального удовлетворения. Куда же это нас ведет и можно ли избавиться от этой зависимости?

Все мы родом из детства…

Подавляющее большинство современных людей находятся в сладких объятиях потребительской зависимости, которая уходит корнями в детство. Человек рождается в обществе потребительских рабов и чуть ли не с младенчества ему навязывается определенное поведение.

Дети становятся настоящими рабами вещей задолго до того, как понимают значение этого слова. Малышка видит, что у соседской девочки есть Барби с целым ворохом одежды и кукольным домиком, а у нее нет. Она становится старше и понимает, что у соседей и квартира огромная, и машина красивая, и отдыхают они за границей. Масла в огонь из самых лучших побуждений подливают родители, говоря: вот вырастешь, найдешь хорошую работу, заработаешь и на квартиру, и на машину, и на Барби с домиком для своей дочки. И ребенок уже уверен: чем больше дом - тем лучше, чем круче игрушки - тем лучше. И вообще, чем больше у человека всего - тем лучше!

Тиски зависимости

Психологи говорят, что, с одной стороны, именно стремление "догнать и перегнать" стало двигателем развития. С другой - люди даже не замечают, что уже не вещи служат им, а они сами служат вещам. 

Почему некоторым так хочется мобильный телефон за тысячу долларов? Ведь позвонить можно и с аппарата за 200 грн.! Разумеется, человек покупает "навороченную" модель не потому, что она выполняет свои функции лучше, а потому, что хочет всем вокруг продемонстрировать: я могу себе это позволить!

Люди тратят деньги, которых у них нет, чтобы купить вещи, которые им не нужны, чтобы произвести впечатление на людей, которые для них ничего не значат. Вы тоже живете по описанному принципу? Тогда добро пожаловать в ряды рабов!

Современная реклама производит вкусы, желания, ценности, нормы поведения, интересы и навязывает их нам. А мода, с которой она идет рука об руку, катастрофически ускоряет свой темп. Второе поколение смартфонов, третье, четвертое, пятое… Вещи гораздо быстрее обесцениваются и устаревают, чем физически изнашиваются. И человек, отставший от моды, начинает чувствовать себя бедным.

Огромную роль в потребительском рабстве играет одежда. Еще вчера был моден бирюзовый цвет, а завтра он уже стал безвкусицей и вчерашним днем. И люди, чтобы не отстать от модных тенденций, торопятся за новыми покупками. Между тем цели у этих самых тенденций всего две: обогатить рабовладельцев (то бишь производителей) и удержать рабов вещей (то есть покупателей) в тисках потребительского рабства. 

Абсолютное зло

Человек хочет покупать больше, лучше и дороже, ведь именно с помощью вещей он демонстрирует собственный социальный статус. Однако реализация безудержного желания покупать ограничена нашими финансовыми возможностями. И вот тут приходят на помощь кредиты.

Опросы показывают, что как минимум половина украинцев хотя бы раз в жизни брали в долг у банков, из них не менее трети попали в положение, которое в будущем будет охарактеризовано как плохая кредитная история. Культуры своевременного возвращения денег у нас как не было, так и нет, так что многие полагались на пресловутый авось. Однако чуда не случилось: деньги банки продают "задорого", а зарплаты у украинцев маленькие. Плюс два кризиса, высокая безработица, взлетевший курс доллара и дорожающая жизнь. Все вместе привело к тому, что люди, толком не осознавая реалии, попали в самое настоящее рабство к банкам.

- Кредит, а тем более потребительский - это абсолютное зло, - уверен экономист Всеволод Степанюк. - Можно понять только кредит на развитие бизнеса, да и то при наличии определенных условий и четкого плана. А набирать в долг имиджевые вещички - это неправильно.

Экономист убежден: люди отличаются от животных тем, что могут планировать свою деятельность и прогнозировать ее последствия. И если бы человек, берущий потребительский кредит, задумался о том, что будет дальше, он понял бы, что взятый кредит делает его жизнь не лучше, а хуже! Аморальность кредитов заключается в том, что они приучают людей жить не по средствам, не по карману, в целом - не своей жизнью. И те, кто недостаточно хорошо понимают, что отдавать все-таки придется, потом имеют большие проблемы.

- Украинская ментальность - вот источник всех наших бед, - резюмирует Степанюк. - Нация буквально пропитана комплексом неполноценности, оттого и живет хуже всех. Украинцы несвободны, закомлексованы и постоянно хотят быть похожими на кого-то. И это патологическое рабское подражательство буквально тянет всю страну вниз. 

 

В ТЕМУ

Зарплатный парадокс

На первый взгляд кажется, что вся наша зависимость происходит от неуверенности в себе, а неуверенность в себе - от нехватки денег. Стало быть, стоит только человеку начать неплохо зарабатывать, как он тут же обретет желанную свободу. Однако на деле все не так просто.

- Чем больше человек зарабатывает, тем больше он тратит. И это замкнутый круг, - говорит независимый финансовый эксперт Андрей Куценко. - Дело в том, что деньги дают человеку определенный статус, который он вынужден поддерживать. Машины, недвижимость, отпуск, обед в ресторане - все это обходится богатому человеку не просто дорого, а очень дорого, поскольку имидж обязывает. И выходит так, что он оказывается зависимым от вещей гораздо больше, чем пенсионер, который едва сводит концы с концами на тысячу гривен в месяц. А стало быть, так называемое потребительское рабство богача гораздо шире.

Конечно, продолжает эксперт, многие из нас были бы не прочь пожить в таком "рабстве". Зависть не дает покоя и буквально разъедает мозг: чтоб я так жил! Но дело в том, что потребительский раб будет всегда снедаем завистью вне зависимости от уровня своего дохода. Миллионер будет завидовать миллиардеру, миллиардер - мультимиллиардеру и т.д. 

МНЕНИЕ ПСИХОЛОГА

Безудержные покупки убивают радость

- Желание приобретать - это естественное человеческое чувство. Однако сегодня это чувство искусственно трансформировали в самое настоящее потребительское рабство, - считает психолог Марина Деркач. - И здесь прослеживается такой парадокс: увлеченные покупками люди пытаются таким нехитрым способом доставить себе радость, но как раз именно радости себя и лишают. Ведь безудержное потребление ее попросту убивает! Главные враги потребительского рабства - это образование и критическое мышление, поскольку образованный человек - самый худший покупатель. В перечень его жизненных ценностей приобретение новых вещей если и входит, то далеко не в первую очередь. Такой человек плохо поддается манипуляциям и внушению, его трудно заставить купить что-то до безобразия непрактичное только потому, что это "последняя модель" или "все хотят такое купить".