27 ноября
Загрузить еще

Бензину приказали подешеветь на гривну

Бензину приказали подешеветь на гривну
Фото: С такими ценами не каждый водитель может позволить себе залить полный бак. Фото: Оскар Янсонс.
Высокие цены на бензин наконец-то вызвали реакцию чиновников. В Антимонопольном комитете заявили, что нефтетрейдеры необоснованно подняли цены на топливо и сейчас автолюбители переплачивают по гривне на каждом литре.
 
Пробок нет - авто на приколе
 
Украинские водители уже не хватаются за сердце, когда видят новые ценники на стелах АЗС. Наверное, привыкли.
 
- Клиентов поубавилось, - признается оператор на киевской заправке одной из крупных сетей. - Да и заправляться стали в меньших объемах. Раньше как минимум половина клиентов просила залить полный бак. Сейчас все чаще берут на 200 или 300 грн. Даже чаевых заправщикам давать стали реже.
 
Слова работника заправки подтверждает и ситуация на столичных дорогах. Машин стало существенно меньше. Если раньше в городе в часы пик пробки достигали 7-8 баллов по шкале Яндекс-пробки, то сейчас 4-5 баллов. Объясняется все просто: многие водители поставили свои машины на прикол.
 
Выводы чиновников
 
Как выяснилось, подорожание бензина на три гривны, которое и заставило водителей отказаться от поездок, оказалось преждевременным. Антимонопольный комитет обязал нефтетрейдеров снизить розничные цены на бензин и дизельное топливо. Чиновники уверены, что в течение февраля-марта на ряде заправок цены на топливо выросли почти на 3 гривны на каждом литре.
 
- Например, в конце января стоимость бензина А-95 составила 10,40-11,39 грн./л, а по состоянию на 7 апреля - 13,79-14,39 грн./л, - констатируют в АМКУ. - При этом повышались цены на моторные бензины и дизельное топливо на АЗС практически одновременно и устанавливались на одинаковом или близком по размеру уровне. Наряду с объективными факторами, вызывающими рост цен на топливо, в том числе изменение курса доллара и евро, есть признаки проявления злоупотребления рыночной властью и согласования конкурентного поведения. По осуществленным комитетом расчетам и информации ведущих экспертов, розничные цены указанных участников рынка более чем на гривну за литр превышают те цены, которые могли бы быть установлены в условиях жесткой конкуренции, что обеспечивает этим субъектам хозяйствования дополнительную прибыль в сотни миллионов гривен в месяц.
 
Какая цена справедлива?
 
Большинство опрошенных нами экспертов согласны с тем, что АЗС повышали цены с опережением. Ведь от момента закупки бензина за рубежом, его доставки в Украину, последующей растаможки, потом доставки на оптовые базы до развоза непосредственно на АЗС проходит около месяца. А из-за того, что в этом году спрос упал, то складские запасы были высокими. Поэтому курсовую разницу многие закладывали наперед, получая сверхприбыли в гривне.
 
С другой стороны, ограничения НБУ, связанные с тем, что валюту нефтетрейдерам продавали только на 6-й день и незнание ими курса наперед, вынуждало их повышать цены. Одни сети сделали это быстро, некоторые, имевшие большие запасы, повышали цены медленно, переманивая к себе клиентов.
 
Как говорят эксперты, сегодняшняя цена на заправках справедлива при курсе 12 гривен за доллар. Тогда как еще десять дней назад за "зеленый" давали чуть больше 11 гривен.
 
- При курсе доллара в 11 гривен справедливая цена бензина составляет около 13 гривен за литр, - поясняет директор консалтинговой компании А-95 Сергей Куюн. - Каждое повышение доллара на гривну приводит к росту цены минимум на 80 копеек.
 
Получается, что даже если АЗС сейчас и опустят цены, то уже в мае бензин вернется к текущему уровню. Ведь на межбанке доллар уже перевалил за 12 гривен. 
 
ВОПРОС РЕБРОМ
 
А может, перейти на газ?
 
Несмотря на резкое подорожание бензина, стоимость сжиженного газа не меняется. За литр этого вида топлива просят 6,60 грн. Если учесть, что расход газа всего на 20% выше, чем на бензине, то экономия очевидна. Однако, как говорят установщики газа, из-за роста цены на оборудование ажиотажа на СТО, которые занимаются переоборудованием, не наблюдается.
 
- Клиентов немного прибавилось, но, скажем честно, люди больше звонят, чтобы узнать цену, - рассказали нам по телефону в одной из компаний. - Оборудование мы закупаем за евро, курс которого вырос, соответственно и цена наших услуг выросла. Раньше мы устанавливали ГБО так называемого четвертого поколения за 4,5 тысячи гривен. Сейчас цена такой установки уже больше 6 тысяч гривен. При нынешней разнице в ценах вы окупите эту покупку за 15-20 тысяч километров.
 
Правда, если у вас в машине стоит современный двигатель с так называемым распределенным впрыском, то его перевод на газ будет стоить значительно дороже - более 10 тысяч гривен.