Загрузить еще

Реформы не напасть, как бы после них не пропасть

Реформы не напасть, как бы после них не пропасть
Фото: Уже много лет в Украине говорят об отмене льгот на проезд в обмен на адресную выплату денег льготникам. Но даже этот небольшой шаг наши политики не рискуют сделать. Фото: Максим ЛЮКОВ.
"КП" разобралась, какие неожиданности для простых людей могут принести реформы.
 
Стране нужны реформы, а на реформы нужны деньги - об этом не устают говорить и власть, и оппозиция. И, судя по всему, минимально необходимая сумма уже определена - 15 миллиардов долларов. Именно столько нам пообещала Россия, и именно на такую же сумму от Европы рассчитывает оппозиция. Разумеется, эти 15 миллиардов нужны не для того, чтобы у кого-то купить готовые реформы и потом радостно их внедрять. Эксперты объясняют, что эта сумма необходима нашей стране, чтобы свести концы с концами в 2014-м, и при этом - возможно! - начать какие-то изменения.
 
Между тем практика показывает, что наши аппетиты сильно недооценены, и 15 млрд - вовсе не та сумма, которую мы можем растянуть на год. Так, первый транш российского кредита мы получили 23 декабря, а уже через четыре (!) дня Николай Азаров сообщил: денег нет! Все три миллиарда правительство потратило на социальные выплаты, притом что перед этим нас клятвенно заверяли: кредитные деньги проедаться не будут. Впрочем, премьер, со свойственным ему оптимизмом, тут же обнадежил: следующие транши будут потрачены уже на программы "активизации экономики". Как говорится, свежо предание, да верится с трудом. 
 
Словом, если мы 3 млрд оприходовали за четыре дня, то и 15 млрд для Украины проесть вовсе не проблема. Проблема в том, что кредиты нужно отдавать. Мы уже и так в долгах как в шелках и просто не можем себе позволить спускать на соцвыплаты все, что нам дают на развитие. Стало быть, вернулись к тому, с чего начали: стране нужны реформы. Но какие именно и к чему они приведут? Ответы на эти вопросы "Комсомолка" искала вместе с экспертами. 
 
Гибкий курс 
 
То, о чем так долго говорили, свершилось: теперь официальный курс гривны к доллару будет устанавливаться на основании среднерыночного курса на межбанковском рынке. 
 
О том, что Национальный банк Украины перешел к гибкому курсообразованию, заявила директор Генерального департамента денежно-кредитной политики НБУ Елена Щербакова.
 
Напомним, что 7 фев-раля НБУ установил официальный курс на уровне 8,7080 грн. за доллар. Пересмотр курса произошел впервые за последние полтора года и в результате доллар подорожал на 71,5 коп.
 
По мнению Щербаковой, это болезненный, тем не менее правильный шаг, давно ожидаемый инвесторами и рынком.
 
- Это один из тех пунктов, выполнения которых так добивался МВФ, - отметил "Комсомольской правде" директор Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский. - И безусловный плюс уже в том, что мы официально признали девальвацию национальной валюты.
 
В условиях рыночной экономики курс должен быть гибким, соглашается экономист Всеволод Степанюк и поясняет:
 
- Курс является индикатором развития экономики. Если она развивается хорошо, курс укрепляется. Если плохо - падает, и это в свою очередь становится стимулом для ее роста и развития.
 
Плюсы: курс отвечает экономическим реалиям, уменьшается возможность для спекуляции на валютном рынке.
 
Минусы: падение курса раскручивает инфляцию и снижает благосостояние.
 
Реформирование ЖКХ 
 
Эксперты единодушны: тарифы повышать нужно, и от этого никуда не деться. Ведь у "Нефтегаза" огромный дефицит, который приходится постоянно компенсировать из государственного бюджета. 
 
Повышение тарифов - не самоцель, поясняет Игорь Бураковский. Никто не против субсидий, если на это есть деньги. Но нельзя одной рукой брать деньги в долг, а другой рукой фактически погашать этими деньгами долги "Нефтегаза". Тарифы должны быть такими, чтобы не только покрывалась себестоимость услуг, но и оставались средства на поддержание инфраструктуры.
 
- Многие боятся повышения тарифов, на котором уже не первый год настаивает МВФ, - говорит директор экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин. -  Но Фонд не раз объяснял необходимость адресной помощи малообеспеченным гражданам, которая компенсирует все их потери от роста тарифов. А для этого придется пересмотреть систему социальной поддержки, чтобы не было такого, что льготами и субсидиями пользуется чуть ли не все население страны.
 
Эксперты напоминают, что нет непопулярных реформ, а есть реформы, которые плохо продуманы и плохо объяснены. И реформа ЖКХ - это не просто повышение тарифов на жилкомуслуги, а целый комплекс мероприятий, который в конечном итоге изменит правила игры на этом рынке.
 
Плюсы: уменьшение бюджетных расходов на компенсации, возможность пустить часть средств на другие проекты, появление стимулов для экономии.
 
Минусы: увеличение личных расходов на жилкомуслуги, рост инфляции, снижение благосостояния. 
 
Установление четких правил между государством и бизнесом
 
- Сегодня слова "создание благоприятных условия для бизнеса" являются обтекаемыми и мало что значат хотя бы потому, что каждый их понимает по-своему, - отметил "Комсомолке" старший экономист Центра социально-экономических исследований CASE Украина Владимир Дубровский. - Я под этим понимаю полную перезагрузку судебной, правоохранительной, регуляторной и налоговой систем. Плюс глубокая демонополизация. 
 
По мнению эксперта, создание действительно делового климата в стране приведет к росту предпринимательства, конкуренции среди бизнесменов за рабочую силу. В конечном итоге вместо дефицита рабочих мест у нас возникнет дефицит рабочих рук.
Также одним из последствий реформ в этой сфере станет сокращение госсектора. Люди в поисках более высокой зарплаты и перспектив сами начнут уходить из государственных структур. 
 
Плюсы: снижение безработицы, рост числа предпринимателей, рост благосостояния. 
 
Минусы: правила перехода, если судить по опыту той же Грузии, могут быть очень жесткими. 
 
МНЕНИЕ
 
Сейчас что-то реформировать - это только вредить
 
- За последние 20 лет реформы приводили в основном к ухудшению, поэтому само слово "реформы" для среднестатистического украинца уже стало чуть ли не ругательным, - говорит экономист Всеволод Степанюк. - На мой взгляд, для того, чтобы действительно изменить что-то к лучшему, прежде всего, нужно иметь экономическую программу лет на десять, причем написанную не правительством, а учеными и экономистами. Должна быть цель, куда мы идем. В нынешних же условиях, когда страна живет от бюджета до бюджета, пытаться что-то реформировать - это только вредить. Я уже не говорю о коррупции, которая мешает изменениям в любой сфере. 
 
КОМПЕТЕНТНО
 
"Отменить все льготы невозможно! Но они и так не работают…"
 
- Льгот в нашей стране действительно слишком много и сегодня назрела необходимость провести их инвентаризацию и оставить только те, на которые хватает средств в бюджете, - говорит президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. - Однако при этом нужно понимать, что с политической точки зрения отмена всех льгот абсолютно невозможна. Притом что есть среди них и такие, про которые уже все забыли, но они существуют! Например, теоретически учителя в сельской местности имеют право на беспроцентный кредит на строительство дома. Но на практике все понимают, что такие кредиты учителя не увидят. Еще одна очень спорная льгота - доплаты детям войны. С самого начала было понятно, что она работать не будет сугубо по экономическим причинам - просто потому, что в стране слишком много людей, которые были детьми в годы войны. И таких примеров - масса, ведь льгот у нас даже не десятки, а сотни! А все потому, что их очень легко запустить - по крайней мере на бумаге.