Загрузить еще

5 наивных вопросов о бюджете

5 наивных вопросов о бюджете
Фото: На ремонт украинских дорог в следующем году дадут еще меньше денег, чем было в этом. Фото: Александр ГОНЧАРОВ.
Несмотря на то что проект главной сметы страны не нашел поддержки среди депутатов и был отправлен на доработку, основные экономические вехи следующего года по нему отследить можно. Мы уже писали, как изменятся социальные стандарты в следующем году (см. "КП" от 20 декабря и сайт kp.ua). Теперь попробуем оценить "кошелек" страны в целом. 
 
1. Зарплаты и цены. Кто быстрее? 
 
Уже два года страна живет практически без инфляции. Несмотря на сезонные колебания цен на продукты, остальные позиции более-менее стабильны. И хотя в этом году была запланирована инфляция в 8%, ради удержания курса гривны правительство пошло на то, чтобы цены не росли. 
 
В следующем году в планы Кабмина входит умеренный рост цен на уровне 4,3%. Это вдвое ниже, чем предполагалось в этом году. Этот показатель экономисты называют ориентиром, ведь правительство не может влиять на погоду, от которой зависит будущий урожай. 
 
Однако по этому показателю можно спрогнозировать, как чиновники собираются повышать доходы населения. Согласно проекту госбюджета, большинство соцвыплат вырастет дважды. Они привязаны к прожиточному минимуму, который будет меняться с 1 июля и с 1 октября. 
 
Итак, минимальная зарплата за год вырастет на 6,7%. Вычитаем из этого показателя прогнозную инфляцию в 4,3% и получаем реальный рост доходов, работающих на государство, на 2,4%. На столько же реально вырастут и выплаты на детей. 
 
Пенсионерам в процентном соотношении добавят чуть больше - 6,8%. После поправки на инфляцию получим 2,5%. Однако на столько будут расти доходы самых бедных категорий населения. 
 
Дело в том, что расходы пенсионного фонда увеличатся всего на 5%, а значит, средняя пенсия вырастет в пределах роста инфляции. 
 
2. Каким ведомствам дадут больше? 
 
Однозначно сказать, что всем министерствам и ведомствам повезло или всем не повезло, нельзя. Одним дали больше денег, чем в прошлом году, другим - меньше (см. инфографику). При этом нужно понимать, на что идут деньги. Например, рост на 3,5 млрд грн. расходов по ведомству Минсоцполитики - это увеличение пенсий и социальных выплат, а вот снижение финансирования строительства и эксплуатации дорог вряд ли обрадует водителей. 
 
Удивительным выглядит разве что факт снижения расходов на парламент. Может быть, потому депутаты и отказались голосовать за этот документ. 
 
3.  За чей счет банкет? 
 
В проект главной сметы страны был заложен рост экономики на уровне 3%. Согласно документу доходы бюджета по сравнению с прошлым годом вырастут на 32 млрд грн. (до 392,4 млрд грн.). С кого соберут эти деньги? 
 
Больше всего туда внесут простые граждане. Правительство отказалось снижать налог на добавленную стоимость с 20% до 17%, как это было предусмотрено в Налоговом кодексе. Поэтому, покупая в магазинах товар, на который выдается фискальный чек, мы автоматически перечисляем в казну почти полмиллиарда гривен в сутки. В следующем году НДС принесет бюджету 176,5 млрд гривен. Немало денег соберут с работающих граждан, налог с доходов физлиц должен составить 79,6 млрд грн. 
 
Отдельно остановимся на акцизном сборе - это налог, который мы платим при покупке бензина, спиртного или сигарет. В следующем году государство планирует собрать за счет этого налога 45,7 млрд грн. В субботнем номере мы уже писали, что из-за роста акцизов водка подорожает приблизительно на 2 гривны, коньяк - на 7 грн., пачка сигарет с фильтром - на 50 копеек. Импортные пошлины составят 16,6 млрд грн. 
 
Налог на прибыль предприятий все же снизится с 19% до 18%, поэтому по этой статье доходов соберут всего 49,4 млрд грн. Еще около 17 млрд грн. собираются получить от приватизации. Остальные доходы и сборы не так интересны, на них останавливаться не будем. 
 
Правда, свести доходы и расходы у составителей документов не получилось. А раз в бюджете есть дыра, то правительство собирается решать эту проблему при помощи новых долгов. В следующем году Кабмин планирует занять 151,9 млрд грн. Это на 22,5 млрд грн. больше, чем в этом году. Большая часть заимствований будет проходить внутри страны (114,9 млрд грн.), а заграница поможет нам почти на 37 млрд грн. 
 
Таким образом, внешние заимствования в 2014 году составят 24,3% от общего объема поступлений, а внутренние - 75,7%, сказано в пояснительной записке к законопроекту. 
 
Кстати, еще один показательный момент. Несмотря на последние договоренности в Москве, Россия не планирует увеличивать прокачку газа через территорию Украины. В проект сметы заложены показатели, которые существенно ниже нынешних: 82 млрд куб. м транзитного газа против 110 в этом и прошлом году. 
 
4. Кому еще повезет? 
 
На то, что следующий год будет фактически предвыборным, указывает и тот факт, что в бюджете предусмотрены 6 млрд грн. на возвращение сбережений вкладчиков Сбербанка СССР. 
 
"Я смотрел бюджет до поздней ночи, и там стоял знак вопроса по поводу возвращения сбережений. Я взял ручку и вычеркнул его, то есть деньги оставили", - сказал в интервью президент Виктор Янукович. 
 
5. Что не нравится? 
 
Самый задаваемый вопрос - почему не был принят этот бюджет? Ведь в прошлом году главную смету страны одобрили за два дня. При этом, скорее всего, многие нардепы даже не утруждали себя чтением 500-страничного документа. Принять бюджет кавалерийским наскоком не получилось, и депутаты решили над ним все-таки поработать. 
 
По оптимистическим прогнозам, примут его сразу после каникул, 16 января. Правда, экономисты говорят, что цифры в главной смете страны не сходятся -  виноват спад экономики в этом году. 
 
- Бюджетный прогноз по ВВП Украины 1653 млрд грн. при инфляции 4,3% и приросте реального ВВП 3%, - констатирует ситуацию финансовый аналитик Эрик Найман. - То есть в Кабмине исходят из 1539 млрд грн. номинального ВВП в текущем году. В реальности этот показатель по итогам года  составит примерно на 100-120 млрд грн. меньше. В связи с таким недовыполнением "бюджетных планов" в текущем году потери бюджета составят порядка 30-40 млрд грн. На следующий год МВФ прогнозирует номинальный ВВП Украины в размере 1486 млрд грн. (на 167 млрд меньше бюджетного прогноза). Такая разница формирует скрытый дефицт бюджета на 2014 год в сумме еще порядка 50 млрд грн. Добавьте к этому запланированный дефицит 64 млрд грн. плюс дефицит НАК "Нафтогаз Украины" в размере почти 15 млрд грн, а также инвестиции в УБРР на 5 млрд грн. и получим в итоге потенциальный дефицит 134 млрд грн., или 9% реально ожидающегося ВВП. По меркам тяжелой экономической ситуации в мире и в Украине в частности, такой бюджет выглядит опасно. Ведь дефицит придется закрывать привлечением новых долгов и эмиссией гривны. 
 
По словам эксперта, избежать этого помогут только многомиллиардные поступления иностранной валюты в виде прямых иностранных инвестиций или взлет цен на продукцию украинского экспорта. Но рассчитывать на это эксперт не советует и надеется, что бюджет, который планируется принять 16 января, окажется более реалистичным. 
 
 
Из чего состоит казна 
 
НДС 176,5 млрд грн. 
Налог с доходов физлиц 79,6 млрд грн. 
Акцизы 45,7 млрд грн. 
Налог на прибыль 49,4 млрд грн. 
Приватизация 17 млрд грн. 
Импортная пошлина 16,6 млрд грн. 
Прочее 7,6 млрд грн.