Перед самым введением спецпошлин в апреле импортеры запаслись автомобилями и еще несколько месяцев продавали их по старым ценам. Однако после того, как старые запасы были раскуплены, отечественные авто стали интересовать украинцев все больше. Это радует экономистов, ведь производство автомобилей в стране - это дополнительные рабочие места, поступления в бюджет и рост экономики.
НАЧАЛИ РАБОТАТЬ
Говорить о полном восстановлении отрасли пока рано, но динамика все-таки наблюдается положительная. Если брать годовые цифры, то украинские компании еще не вышли на показатели прошлого года. Так, по данным ассоциации "Укравтопром", лидер рынка - ЗАЗ - пока сократил производство на 57%, "Еврокар" - на 52, "Богдан" - на 64%. Единственной компанией, которая показала рост, стала корпорация АИС (см. А В ЭТО ВРЕМЯ). Однако на июль, когда закончились запасы старых авто, пришелся резкий скачок, в результате которого ЗАЗ нарастил производство по сравнению с июнем на 11%, "Еврокар" - на 20, "Богдан" - на 70%.
По мнению экспертов, после введения спецпошлин стало выгоднее собирать автомобили в Украине, чем импортировать. Для снижения объемов производства были и другие причины. Производители пока не сумели существенно нарастить сборку по той причине, что был затруднен сбыт продукции в России, где был введен утилизационный сбор. Кроме того, пока не дает развернуться в полную силу дефицит оборотных средств из-за нераспроданных остатков машин со складов.
У "Еврокара" сейчас происходит процесс смены модельного ряда, что привело к некоторым снижениям объемов производства. Компания лишь в начале лета начала производство новой модели Skoda Octavia, а потому никак не могла похвастать значительным ростом. При этом если завод по итогам восьми месяцев сократил производство на 31%, то лишь в одном августе он увеличил производство в четыре раза по сравнению с августом 2012 года.
УТИЛИЗАЦИОННЫЙ СБОР ПОДСТЕГНУЛ СПРОС
Также специалисты говорят, что этим летом наблюдалась не совсем привычная картина. Если в прошлые годы в августе наши сограждане предпочитали отдыхать на курортах, то в этом году они ходили по автосалонам, опасаясь подорожания, которое спровоцировал бы утилизационный сбор.
В августе украинцы потратили на покупку машин 520 млн долл., что на 17% больше, чем в июле. Перед этим в апреле, когда ждали введения спецпошлин, также был зафиксирован рост продаж.
Таким образом, авторынок в текущем году не был стабильным, но преподнес сюрприз - до сих пор август считался "мертвым" месяцем. В общей сложности рост продаж в этом месяце оказался на 11% больше, чем в августе минувшего года.
Осенью ожидается спад ажиотажа и приведение рынка в спокойное состояние, сопровождающееся изменениями потребительских предпочтений в сторону бюджетных автомобилей - до 17-18 тыс. долл. Сокращение продаж ожидается в среднем ценовом сегменте - до 35 тыс. долл., а в классе премиум и люкс существенных перемен не ожидается.
А В ЭТО ВРЕМЯ
Симптом оживления экономики
А вот у производителей грузовых авто дела обстоят лучше, чем у тех, кто занимается легковушками. Так, для "АвтоКрАЗа" август стал лучшим месяцем в году - предприятие изготовило 105 грузовиков. Как отмечают аналитики авторынка, это не только лучший производственный показатель "завода с начала текущего года, но и самый результативный месяц по сравнению с аналогичными месяцами последних пяти лет".
По мнению экспертов, рост производства и спроса на грузовые автомобили в августе 2013 года является непрямым подтверждением, указывающим на начало оживления украинской экономики.
Подтверждают эти выводы и данные Госкомстата - после падения, которое наблюдалось с декабря 2012 года по июнь
2013-го, в июле отмечен рост промышленного производства на 5,1% по сравнению с предыдущим месяцем. Также начали расти такие показатели, как промышленное производство и индекс цен производителей промышленной продукции. Это непрямо указывает на оживление спроса, что в свою очередь ведет к увеличению заказов в промышленности.