18 ноября
Загрузить еще

Как получить в Украине качественное образование?

В этом году Министерство образования и науки установило принципиально новый подход к оценке качества образования. Отныне все желающие поступить в вузы должны ответить на вопросы в специальных тестах, которые будут составлены по каждому отдельно взятому школьному предмету. Свое решение ведомство мотивирует тем, что Украине давно пора переходить на мировую систему образования, и тестирование призвано усовершенствовать процесс отбора абитуриентов в вузы. Да и очередному шагу на пути к евроинтеграции поспособствует.

С одной стороны, цели преследуются благородные. С другой - столь резкий переход из одной системы в другую вызывает опасения. Насколько эффективной будет такая система? Поможет ли она оздоровить отечественное образование, сделать его более качественным?

Внешнее независимое тестирование: за и против

- Будущих студентов и их родителей очень интересует: что же это такое - независимое внешнее оценивание?

Геннадий КОЛЕСНИК:

- Я не открою Америку, если сразу скажу, что научить можно только того, кто сам хочет учиться. Новая система призвана улучшить контроль над качеством школьного образования. Правила приема в высшие учебные заведения уже разработаны и утверждены.

Вадим КАРАНДИЙ:

- Уверяю, внешнее тестирование - это не самоцель в образовательной системе Украины, а элемент в системе измерения качества образования. Эта система дает очень большую мониторинговую базу.

Большинство присутствующих знают, что это не первая попытка введения системы тестирования в Украине. Эта форма контроля знакома ученикам: уже не один год девятиклассники проходят итоговую аттестацию по математике, причем именно в тестовой форме. Так что для нынешних выпускников, которые будут проходить внешнее независимое оценивание, эта форма уже знакома. Несколько новыми являются условия, в которых будет проводиться тестирование, каким образом будут обрабатываться эти результаты, ну и как они будут в дальнейшем использоваться.

Относительно готовности к тестированию скажу, что у нас должно зарегистрироваться 524 тысячи человек. На сегодня количество зарегистрированных составляет почти 513 тысяч, то есть фактически всем желающим предоставлена возможность записаться на сдачу теста.

Леонид КРАВЧЕНКО:

- Мое мнение таково. Подготовка правовиков и юристов не должна быть безликой. Нам нужно не только видеть поступающего, его еще нужно услышать. Ведь юрист - это оратор, который обязан уметь высказывать свое мнение. А в тестах это сделать невозможно. Поэтому эта система не всегда дает 100-процентный позитивный результат. Думаю, было бы лучше, если бы мы могли в течение года дать возможность два, а то три раза сдать эти тесты. И чтобы они были действительны 2-3 года.

Александр ДЖУЖА:

- Я хотел бы обратить внимание вот на что. А готовы ли украинские вузы работать в этой системе? В частности, как это коснется учебных заведений под ведомством Министерства внутренних дел? Конечно, с этого года мы, как и все, будем принимать студентов по результатам тестирования. Прежде всего мы будем требовать сертификат по украинскому языку и литературе, а также по правоведению.

Особенность поступления в наш вуз заключается в том, что желающие попасть на дневное отделение (на бюджетную форму обучения) должны сдать дополнительный экзамен - по физкультуре. Абитуриенты выполнят определенный комплекс упражнений, пройдут собеседование - готовы ли они работать в органах внутренних дел. Таким образом мы проверяем, насколько абитуриенты хотят учиться у нас, какие из них будут специалисты.

Юрий ЯКИМЕНКО:

- Одним из главных компонентов качественного образования является качественный абитуриент. Поиск его - это комплексная задача, основой которой является оценка уровня знаний. И ничего лучшего, чем тестирование, для решения этой задачи не придумано. В КПИ центр независимого тестирования работает уже 7 лет, использовался при создании новой системы. И мы будем только рады, если функцию объективной оценки знаний абитуриента, в которой больше всего заинтересован именно вуз, у нас заберет государственный центр.

Так что актуальнее другая проблема - сейчас под систему тестирования надо подтягивать всю систему нашего среднего образования, чтобы создать действительно равные условия для выпускников всех школ. Актуальной проблемой, в первую очередь для технических вузов, является поиск своего абитуриента, выявление талантливой молодежи, склонной к техническому творчеству. Эта задача в настоящее время решается у нас университетской программой «Майбутнє України» в сочетании с системой доуниверситетской подготовки. И эту составляющую следует учесть при развитии системы тестирования.

Александр ОБВИНЦЕВ:

- Я считаю, тесты помогут решить вопрос с недовольными родителями и абитуриентами, которые думают, что они получили в университете оценку ниже, чем рассчитывали, лишь из-за необъективности приемной комиссии. Однако есть и другая сторона медали. Может быть и так, что многие получат меньше тех самых 124 баллов, а потому вообще не смогут вступить в вуз. Ведь в министерских правилах написано именно так - не набрал 124 балла, значит, и студентом стать не сможешь. А что делать в том случае, если абитуриентов, набравших одинаковое количество баллов, окажется намного больше, чем вакантных мест?

Без права на ошибку

- Не станет ли тестирование дополнительным стрессом для выпускников и их родителей?

Татьяна СОЛОВЬЕВА:

- Я хочу поделиться опытом работы нашего вуза, который давно работает по такой системе. Уже 12 лет мы принимаем студентов по результатам тестов (вступительный экзамен по английскому языку) и вот что заметили. Из года в год к нам поступают выпускники школ, которые учились за рубежом (например, по программам обмена), и те, которые заканчивали отечественные школы. Ребята пишут тесты по-разному, но только для выпускников отечественных школ это стресс: родители переживают, дети волнуются. А те абитуриенты, которые приехали из-за рубежа, абсолютно ничего не боялись, ведь для них это совершенно обыкновенная процедура. Потому что там, за границей, за один год они написали столько тестов, сколько у нас потом они и за пять лет не напишут. Еще в работе приемной комиссии бывают случаи, когда школьник сильно разволнуется и что-то напутает в письменных заданиях. Тогда мы даем ему второй шанс - проводим с ним собеседование. Опыт показывает, что потом из них получаются очень хорошие студенты. А впоследствии - и отличные специалисты.

Лилия КАЛИБЕРДА:

- По моему мнению, введение тестирования - очень прогрессивная форма проверки качества образования как для педагогов, так и для учащихся. Вместе с тем это серьезный психологический стресс для школьников, особенно с введением новых правил приема в вузы, так как поступление в них теперь ограничивается проходным баллом. Ситуация, когда от волнения все вылетает из головы, знакома и нам, преподавателям. Согласитесь, часто открытая лекция бывает далеко не такой успешной, как обычная. Так и здесь.

Болонский процесс предполагает брать в расчет результирующую оценку, которая учитывает работу студента (ученика) за весь период изучения той или иной дисциплины. Предположим, что ученик все годы учился в школе на «хорошо» и «отлично», а тест сдал ниже проходного в вузы балла: мало по какой причине - что-то недопонял, галочку не там поставил, разволновался. И что ему в таком случае делать? Я считаю, что было бы более прогрессивно оценку по тесту и результирующую школьную оценку по предмету выводить как итоговую средневзвешенную оценку.

Также хочу озвучить еще одну проблему. В украинских школах есть обычные общеобразовательные классы, в которых все предметы изучаются по общеобразовательной программе. И есть классы с углубленным изучением тех или иных предметов, например, классы гуманитарного, естественно-математического или технологического направления.

Тесты по украинскому языку, конечно же, лучше напишут школьники гуманитарных классов, в которых на этот предмет выделяется больше часов. В этом случае создаются неравные экзаменационные условия. А ведь именно тесты по этому предмету требуются во всех вузах. Вот вам еще информация к размышлению.

Что касается качественного образования. Абитуриент, студент, который действительно стремится получить знания, их получит. Ведь по идее Болонской декларации высшая школа должна нацеливать на образование в течение всей своей жизни. Наша задача - научить студента учиться, то есть задать ему установку.

Относительно правил приема. Подчеркну, в Международном научно-техническом университете имени академика Юрия Бугая за основу приняты правила приема, рекомендованные Министерством образования и науки Украины. Вместе с тем мы внесли свои требования при поступлении в наш вуз. Не упрощая правила приема, мы даем возможность выбора. Так, кроме обязательных сертификатов, абитуриент может выбрать физику или математику в том случае, если поступает на технические специальности. Если же он собирается поступить на специальность «Международная экономика», то помимо обязательного теста «украинский язык и литература» комиссия предложит ему сдать сертификат на выбор: по иностранному языку, основам экономики или по географии. Я хочу сказать, что у нашего будущего студента есть выбор. А именно: не упрощая требования и предоставляя альтернативу, мы стремимся сделать поступление в вуз более демократичным и открытым.

Леонид КРАВЧЕНКО:

- Тотальное тестирование - это хорошее решение, потому что оно даст возможность найти объективные критерии оценки образовательной деятельности школ. Но я вижу и недостатки, особенно для нашего вуза. Во-первых, это то, что нет возможности повторить свою попытку. Во-вторых, эта система не предусматривает льгот для тех, у кого есть стаж работы. Я занимаюсь заочным обучением, поэтому особенно меня тревожит ситуация с заочниками. Представьте себе участкового милиционера, которому 30 лет, у него двое детей и он живет в Черкасской области. Ему надо ехать в Бровары, записаться на право сдать тесты, и только потом ему скажут, где и как он их будет сдавать! Да он просто туда не придет! А у нас есть должности, которые требуют определенного уровня образования.

Вадим КАРАНДИЙ:

- Скажу пару слов о непосредственном зачислении в вуз. Мне известны примеры решения этой проблемы в других странах. Действительно, есть так называемая система зачисления в онлайн-режиме, когда формируется база данных и каждый из абитуриентов следит, на каком месте в рейтинге учебного заведения он находится. И в режиме реального времени решает, продолжать участие в конкурсе или нет.

Еще один вопрос волнует абитуриентов и родителей: как проверить подлинность сертификатов? Отмечу, что в прошлом году были выделены специальные средства на проверку всех сертификатов. Ни одного фальшивого не было. Было одно подозрение - оказалось, техническая ошибка при введении номера сертификата.

Также я хотел сказать об оценке в 124 балла. Когда формировались условия приема, Украинский центр тестирования выступал за то, что вузы должны самостоятельно определять, с каким баллом они должны зачислять абитуриента. Если университет не чувствует недостатка в абитуриентах, он может эту планку поднять. Если же учебное заведение посредственное, существует на уровне выживания, пускай само решает: возможно, на некоторых специальностях стоит снизить планку.

Иван ТИМОШЕНКО:

- Престиж вуза, я считаю, подтверждают его выпускники. И совсем необязательно быть лауреатами Нобелевской премии. Главное - найти достойную работу. Европейский университет начинает сотрудничать с будущими студентами задолго до того, как они станут таковыми. Мы работаем со 182 школами со всей Украины. Большинство из них - в регионах. Жильем студентов мы обеспечиваем, так что едут они с удовольствием. Но, к сожалению, нам все равно не хватает времени подтянуть их до надлежащего уровня.

Частных вузов станет меньше?

- Как абитуриенту не попасть в сети вуза, который не аккредитован министерством?

Иван ТИМОШЕНКО:

- В первую очередь поинтересуйтесь у приемной комиссии, есть ли у него лицензия и если да, то где она находится. По правилам, она должна быть вывешена где-нибудь на видном месте. Бывает такое, что факультет молодой и у него еще нет аккредитации. Таких вузов, безусловно, лучше избегать. Также я бы рекомендовал посмотреть список профессорско-преподавательского состава. Ознакомиться с материальной базой, зайти, глянуть, как и где учатся студенты, в конце концов помещение посмотреть. Запомните, фальшь начинается с того, что какой-то вуз объявляет - он выдает международный диплом. Это не может быть правдой, поскольку такого диплома не существует. Есть просто набор дисциплин, которые изучаются в том или ином вузе, и специальные договоры между высшими школами из разных стран. Около 700 студентов Европейского университета сейчас занимаются в Англии. А это огромный плюс - у них есть возможность познакомиться и с британской системой образования.

Наш университет выдает два диплома - государственного и частного образца. И иногда наш диплом приватного вуза котируется за рубежом выше, чем государственный. Это говорит о том, что специалисты, подготовленные в нашем университете, очень высоко ценятся даже на европейском рынке.

- Как отличить солидное учебное заведение от «конторы, продающей дипломы»?

Татьяна СОЛОВЬЕВА:

- Во-первых, важно узнать мнение студентов о вузе. Абитуриенты и их родители часто просят дать им возможность поговорить со студентами в аудиториях, чтобы узнать их мнение о вузе. И мы всегда с готовностью предоставляем им эту возможность.

Во-вторых, можно поговорить с работодателями - директорами тех предприятий, где студенты проходили практику, а может быть, уже и работают. Мнение работодателей - очень мощный аргумент в пользу выбранного вуза.

- Насколько важно для государства планировать, какие специалисты ему нужны?

Иван ТИМОШЕНКО:

- Государству это просто необходимо! Смотрите, в Испании и Англии на 300 человек населения приходится один юрист. А у нас один правовед обслуживает 15 тысяч граждан. Такая же беда и в других отраслях. Или еще пример. Если мы такими темпами, как сейчас, будем готовить специалистов банковского дела, то нам надо минимум 15 лет, чтобы заполнить эту нишу. Подчеркну: в каждом деле должны работать профильные специалисты, а не просто люди с высшим образованием.

- Могут ли частные вузы заполнить эту нишу?

Иван ТИМОШЕНКО:

- Частные вузы - это составляющая общенациональной системы образования. И выделять их отдельно не стоит. Я вообще думаю, что очень скоро часть приватных университетов и институтов будет закрыта. Но не из-за тестирования, а из-за нерентабельности.

Не гонись, абитуриент, за дешевизной

- Какие специальности востребованы?

Андрей ВЕРТЕГЕЛЬ:

- Рынок сегодня очень динамичный, но стабильный спрос существует на специалистов в области маркетинга, PR, различных направлений менеджмента, финансов, психологии, журналистики. Невиданный ранее приток студентов в Киев связан в первую очередь с более высокой зарплатой специалистов по сравнению с другими регионами. Достаточно побывать сегодня на любой ярмарке вакансий, чтобы убедиться - наиболее востребованы специалисты, которые отличаются свободным владением иностранными языками. Поэтому мы предлагаем абитуриентам овладеть сразу двумя специальностями, чтобы успешно конкурировать на рынке труда, например: психология, а также английский язык и литература. Не всегда необходимо иметь именно два диплома с высшим образованием, часто сегодня можно ограничиться различными курсами переподготовки, тренингами, практикумами, чтобы приблизить выпускаемого специалиста к требованиям работодателя. Например, на базе Украинской фондовой биржи у нас существует кафедра ценных бумаг и студенческая фондовая биржа, которые под руководством председателя правления УФБ академика Валентина Оскольского дают такую практическую подготовку, которую никакой второй диплом не заменит. Есть спрос на наших выпускников и за рубежом, особенно в Польше, Болгарии. Бояться здесь утечки мозгов не стоит, как только зарплата у нас будет хотя бы на уровне наших соседей, они вернутся.

- Что можно посоветовать нынешним абитуриентам?

Иван ТИМОШЕНКО:

- Повторюсь: главное - не купиться на дешевую рыбку. Остерегайтесь тех вузов, которые просят слишком мало денег за обучение. При низкой оплате и результат будет невысоким. Скорее всего, в таких вузах работают не профессоры и доценты высшей квалификации, а аспиранты и учителя школ.

Александр ДЖУЖА:

- Во-первых, надо изучить историю учебного заведения - какая научная база, какие педагогические традиции. Вот наш университет - это бывшая высшая школа МВД СССР. 86 лет он готовит юристов-правоведов, которые работают следователями, дознавателями, оперативниками. Наши юристы - специалисты высокого уровня, поскольку их обучали академики Академии правовых наук, доктора и кандидаты юридических наук, профессоры. Наши студенты проходят практику в МВД, Минюсте, прокуратуре. Ребята стажируются в следственных, экспертных и других подразделениях МВД Украины. Во-вторых, такой немаловажный факт, как востребованность на рынке труда. Например, у нас с трудоустройством выпускников проблем нет.