14 ноября
Загрузить еще

Тарифные страдания: когда и для кого вырастет коммуналка

Тарифные страдания: когда и для кого вырастет коммуналка
Фото: Даже с нынешними расценками платежки чаще пугают, чем радуют. Фото: Максим ЛЮКОВ.

В последнее время не утихают споры вокруг того, будут или не будут повышать коммунальные тарифы. Чиновники считают, что их необходимо повысить для всех граждан, а потом уж предоставлять субсидии. В правительстве открещиваются от такой инициативы, хотя в то же время эксперты уверены, что подорожания не избежать. Мы решили разобраться, куда идет дешевый украинский газ и кого спасет субсидия. 

ПРОБНЫЙ КАМЕНЬ

Началось все с того, что Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере коммунальных услуг, озвучила свое мнение: население недоплачивает за услуги ЖКХ. По мнению главы этого ведомства Валерия Саратова,  в среднем по Украине тарифы на тепловую энергию для населения покрывают 70% себестоимости производства, на воду - 60%. 

- У нас же тарифы не менялись с 2008-2009 годов, - говорит чиновник. -  И это при том, что средняя заработная плата за этот период выросла на 71%. Промышленные товары, а это запчасти, реагенты и топливо, подорожали более чем на 60%, цена электроэнергии для предприятий и промышленности повысилась на 94%. 

Интересно, что приблизительно такие же цифры озвучили и эксперты МВФ, которые сказали, что в Украине тепло и вода должны стоить дороже. Если и дальше покрывать разницу за счет бюджета, то никаких кредитов властям не видать. Не нравится представителям фонда дотировать низкие тарифы в Украине. 

В связи с этим в Нацкомуслуг предложили постепенно повышать цены на тепло и воду. И в ближайшие два года, а именно к 1 января 2015 года, выйти на "экономически обоснованный уровень". 

Естественно, такие новости вызвали бурные обсуждения среди простых граждан и дошли до премьера. На заседании Кабмина Николай Азаров пообещал, что никакого повышения не будет, а больше будут платить только богатые. 

- Правительство предлагает часть бремени бюджетной компенсации разницы в тарифах возложить на богатых, - заявил премьер. - Мы будем совершенствовать систему дифференцированных тарифов для тех, кто безболезненно может платить рыночную стоимость теплоснабжения и других коммунальных услуг. 

Правда, как будут делить людей на состоятельных и нищих, премьер не пояснил, а независимые эксперты сомневаются в возможности введения разных тарифов для людей с разными доходами. 

- Кто будет делить на бедных и богатых? - говорит председатель Союза собственников жилья Украины Алексей Кучеренко. - Во всем мире социальная справедливость устанавливается для богатых увеличенными налогами. При существующей нормативно-правовой базе ввести отдельные тарифы для богатых граждан невозможно. 

При этом некоторые эксперты говорят о том, что в правительстве могут поднять тарифы для всех, а потом предложат  людям обращаться за субсидиями. Такой механизм еще осенью предлагал нам Европейский банк реконструкции и развития. 

ВСЕ РАДИ КРЕДИТА МВФ 

Несмотря на заявления правительства о том, что тарифы останутся стабильными, эксперты прогнозируют их повышение. Уж слишком нужны стране новые кредиты от МВФ. Без денег фонда наша стран не сможет привлечь новые кредиты, которые в том числе и необходимые для реформы системы ЖКХ, которая у нас находится в ужасном состоянии. И не в последнюю очередь именно по этой причине затраты на то же отопление остаются высокими. Получается, для того чтобы снизить тарифы, нужно получить кредит и провести реформу, а для этого нужно поднять тарифы. Замкнутый круг.

Специалисты говорят, что тарифы на газ для населения еще можно оставить на текущем уровне, а вот тарифы на тепло и воду придется поднять  минимум на 30%. По словам энергетического эксперта Валентина Землянского, на сегодня цена на газ внутренней добычи для населения приблизительно соответствует экономически обоснованной. При этом на предприятия, которые греют воду для батарей, поступает газ, закупаемый у России. 

- Предприятия коммунальной энергетики платят за газ в три раза меньше, чем "Нафтогаз" платит за него же "Газпрому", - говорит Валентин Землянский. - При этом компенсации из бюджета происходят дважды. Вначале происходит компенсация "Нафтогазу Украины" за разницу в тарифах, по которым он продает газ Теплокоммунэнерго, второй раз - идет компенсация Теплокоммунэнерго за разницу между тарифами, по которым они реализуют газ, и экономически обоснованными тарифами.

При этом есть мнение, что на этих компенсациях кто-то неплохо зарабатывает. Потому что даже эксперты не могут разобраться, какой и кому газ продают. 

- Ценообразование на газ не является прозрачным, - заявил Алексей Кучеренко. - Цена этого вопроса - почти 8 млрд грн. в год, которая закладывается в госбюджете на компенсацию разницы в тарифах. 

Некоторые специалисты и вовсе говорят, что украинцы переплачивают за отопление миллиарды. 

- Методика расчетов оплаты за теплоснабжение, которой пользуются украинские коммунальщики, была разработана еще в СССР почти 70 лет назад, когда зимы были более суровые, и не отвечает современным реалиям, - говорит председатель правления Общественного комитета защиты прав граждан Николай Козырев. - В результате этого украинцы переплачивают 12 млрд грн. в год. 

Да и с тарифами на воду не все гладко. К примеру, в одних городах кубометр холодной воды стоит 2-3 гривны, а в других - больше 10 грн. При этом в среднем "температура по больнице" выглядит вполне благостно. По словам главы Нацкомуслуг, по состоянию на 14 января этого года тариф для населения на водоснабжение и отвод воды в среднем составляет 3,63 грн. за кубометр.

КОГДА СУБСИДИЯ НЕ СПАСЕТ

В своих заявлениях чиновники всегда говорят, что бедным людям не стоит волноваться. Ведь для них существуют субсидии. Согласно существующим нормам, ее начисляют, если размер платы за жилищно-коммунальные услуги в пределах норм потребления превышает 10% дохода пенсионеров (если они живут одни), или 15% среднемесячного совокупного дохода семьи. Однако многие пенсионеры все равно платят большие суммы за коммуналку. 

Происходит это потому, что по закону субсидия всегда назначается на ограниченную площадь, которая установлена правительством. Компенсация рассчитывается исходя из 21 кв. метра на каждого человека, зарегистрированного в помещении, и дополнительно 10,5 м2 на всех зарегистрированных, а для граждан, проживающих в однокомнатной квартире, - на общую площадь независимо от размера квартиры. За излишки площади, на которую субсидия не назначается, граждане все равно должны платить за коммунальные услуги в полном объеме.

Возьмем простой пример. Одинокий пенсионер живет в стандартной пятидесятиметровой "двушке". Менять жилье на старости лет никто не хочет, вот и не могут они оформить субсидию на всю квартплату.

Получается, что по закону государство компенсирует им переплату за 21+10,5=31,5 квадрата, а за оставшуюся площадь в 18,5 квадрата приходится платить по полной программе. То есть субсидия покроет только 63% коммуналки. При росте тарифов соответственно вырастет и та их часть, на которую не распространяется помощь государства. 

В общем, от роста тарифов пострадают те одинокие пенсионеры, которые не готовы менять свои двух-трехкомнатные квартиры на однокомнатные. А ведь если в своем жилье они прожили всю жизнь, то вряд ли согласятся на переезд - в таком возрасте смена места жительства - это большой стресс. Вот и будут они и дальше платить последнее, а в правительстве будут уверены, что все пенсионеры получают субсидии. 

ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ЦИФРА В ПЛАТЕЖКЕ* 

За отопление 

Газ 60% 

Зарплаты 20% 

Электроэнергия 10% 

Другое 10% 

За воду 

Зарплаты 47% 

Электроэнергия 28% 

Прочее 25%

* По данным Нацкомуслуг.