Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
28 марта
Загрузить еще

Украина перенимает мировой опыт в освоении новых видов транспортировки газа

Украина перенимает мировой опыт в освоении новых видов транспортировки газа
Фото: Транспортировка газа по морю позволит Украине стать полноценным игроком на мировом энергетическом рынке.

Новые возможности по его транспортировке в сжиженном виде повышают конкуренцию на рынке, а также выравнивают цены. Развитие данного способа поставок в корне меняет сам рынок и позволяет многим странам открыть для себя альтернативу монопольным поставкам топлива с помощью традиционных газопроводов. 

Украина, следуя  мировым тенденциям, также начинает строительство LNG-терминала по приему сжиженного газа и в скором будущем сможет стать полноценным игроком на мировом энергетическом рынке. Через несколько лет наша страна сможет не только принимать газ для себя, но и продавать его дальше в Европу. Для этого в Одесской области возле морпорта "Южный" будет возведен терминал для приема этого топлива, которое в Украину будут доставлять морем. Согласно технико-экономическому обоснованию проекта, доля государства в терминале составит 25%, а 75% - доля частных компаний. Примерная стоимость строительства терминала - 846 миллионов евро. К 2016 году Украина планирует ввести в эксплуатацию первую очередь собственного LNG-терминала мощностью до 

5 миллиардов кубометров газа в год. В дальнейшем мощность можно увеличить до 10 миллиардов кубометров в год. Работы по строительству стыка трубопроводного соединения украинской газотранспортной системы и терминала начнутся еще до конца нынешнего года.

МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

Давайте разберемся, зачем Украине понадобился свой собственный терминал.

Как показывают последние мировые тенденции, наиболее крупные потребители природного газа все больше внимания уделяют сжиженному газу. Его поставка посредством кораблей по морю становится реальной альтернативой традиционной поставке газа по трубопроводам. Причин тому несколько. 

Во-первых, за последние годы резко подешевели технологии получения и транспортировки сжиженного природного газа. За последние 20 лет средняя цена постройки заводов по сжижению и терминалов по разжижению природного газа упала в два с половиной раза. 

Во-вторых, на рынок вышли страны, которые обладают огромными запасами природного газа, но не имеют возможности строить газопроводы. Например, небольшая страна Катар стала основным конкурентом огромной России на мировых рынках энергоносителей, продавая газ значительно дешевле, чем ОАО "Газпром". Они заключили договоры на строительство сети терминалов сжиженного природного газа (СПГ) и сформировали крупнейший специализированный флот из 54 судов.

В 2010 году эта страна поставила 55,7 млн тонн газа в 23 страны. В 2011 году - 77 млн тонн, а к концу 2012-го планирует продать 120 млн тонн. 23% потребляемого ЕС газа имеет катарское происхождение. За восемь лет объемы производства и экспорта СПГ в Катаре выросли в шесть раз! Более того, в ближайшие пять лет там собираются вложить в эту отрасль около 96 млрд долларов.

Еще одним немаловажным фактором успеха сжиженного газа стал тот факт, что многие месторождения находятся так далеко, что туда невыгодно тянуть трубы. Так, многие газовые шельфовые месторождения невыгодно разрабатывать из-за их отдаленности от берега и трудностей со строительством необходимой инфраструктуры, в частности подводных газопроводов и хранилищ. Поэтому компания Shell обнародовала планы постройки крупнейшего в мире судна - плавучей фабрики по сжижению природного газа и его хранению. 

Неудивительно, что в таких условиях ежегодно объемы торговли этим видом топлива растут на 10%. Сегодня в мире в сжиженном состоянии экспортируется 143 млрд кубометров газа, тогда как традиционным способом, по трубопроводам, экспортируется 414 млрд кубометров. Еще большего увеличения предложения сжиженного газа ожидают после того, как США станет экспортером этого топлива. 

ТРУБА ДЕЛУ НЕ ПОМЕХА

В такой ситуации многие европейские страны строят или планируют возводить терминалы по приему сжиженного газа. Например, Польша собирается построить свой терминал до конца 2014 года. Также к строительству приступила Литва. Еще один терминал построят в Эстонии, и он будет работать сразу на несколько стран - Латвию и Финляндию. А Хорватия думает над строительством плавучего СПГ-терминала в северной Адриатике, который по мощности в два раза превысит объемы их собственного потребления.

Это позволит странам не только диверсифицировать покупку газа, но и становиться игроками на этом рынке. Та же Хорватия, по всей видимости, собирается торговать сжиженным газом уже в Европе. 

По словам министра энергетики и угольной промышленности Юрия Бойко, строительство собственного терминала даст дополнительный газ на отечественный рынок, что позволит укрепить энергонезависимость Украины, а также закладывает возможность транзита газа в западном направлении.

- Сочетание нашего терминала и нашей разветвленной газотранспортной системы может стать реальным путем поставки газа в Европу, - отметил Юрий Бойко. 

ДЕНЕЖНЫЙ ВОПРОС

Прогнозировать цены на газ в ближайшее время довольно сложно. Но эксперты предполагают, что они будут падать. За счет открытия новых запасов в Австралии и Восточной Африке газ, по прогнозам экспертов, станет вторым крупнейшим источником энергии к 2030 году, а впоследствии может составить конкуренцию нефти. Разработка этих месторождений составит хорошую конкуренцию не только Катару, но и поставщикам газа по трубопроводам, включая Россию и Норвегию.

Но даже сейчас цены на сжиженный газ существенно отличаются от тех, что приходится платить за топливо из трубы. Поэтому Украина надеется получить существенные дивиденды, став игроком на рынке сжиженного газа. 

- Все будет зависеть от мощности терминала и возможности его загрузки, - говорит Юрий Бойко. - Мы рассчитываем на объемы, которые будут занимать значительную долю нашего энергетического баланса, а конечное решение будет приниматься на базе цены. Все зависит от цены - чем дешевле будет газ, тем больше мы его купим. В целом он намного дешевле, чем трубопроводный газ, который мы сейчас получаем.