Получать второе высшее, учиться на программе MBA или бегать на курсы после напряженного рабочего дня сейчас невероятно модно. Многие клерки, окончив институт и заняв хорошую должность в престижной фирме, не спешат забрасывать образование. Ведь сегодня на коне тот специалист, который не ленится учиться на протяжении всей жизни. Правда, иногда слишком напряженный график сказывается на здоровье и самочувствии. Как, совмещая учебу с работой, оставаться бодрым и все успевать?
Совет № 1
Высыпайтесь
Чтобы мозг активно работал и глаза не слипались ни на лекции, ни на совещании, старайтесь спать не меньше восьми часов. Если удается выкроить для отдыха гораздо меньше, заведите за правило - устраивать минуты сна (обычно, чтобы восстановиться, достаточно четверти часа) во время рабочего дня.
Совет № 2
Следите за питанием
Активному человеку требуется правильное, полноценное питание. Старайтесь есть больше белков (рыбы, мяса) и полезных углеводов (овощей, фруктов, круп). Осенью, зимой и весной укрепляйте организм витаминами.
Между основными приемами пищи (завтраком, обедом и ужином) перекусывайте сухофруктами или орешками. Они дают энергию и позволяют вам долго не уставать. Полезен и черный шоколад - пара кусочков не повредит фигуре, зато придаст уверенности в своих силах и заставит смотреть на мир позитивно.
Совет № 3
Занимайтесь спортом
Физические нагрузки здорово отвлекают от напряженной умственной деятельности, помогают оставаться в тонусе и избавляют от стрессов. Если нет времени на спортклуб, старайтесь как можно больше времени гулять на свежем воздухе, зимой - кататься на лыжах или коньках, летом - на роликах или велосипеде.
Совет № 4
Планируйте
Очень полезно в начале каждого месяца, недели и дня составлять график дел, встреч и мероприятий. Обязательно заведите ежедневник. Вот увидите - управлять своей жизнью вам станет намного легче. Если дела привязаны ко времени, используйте разноцветные ручки и маркеры. Например, учеба - зеленым, офисные задачи - красным и т. д.
Даже если день забит под завязку, оставляйте пару часов свободными, а строчки в ежедневнике - незаполненными. Дела, встречи и мероприятия имеют свойство срываться или откладываться. К тому же никто не застрахован от таких примет времени, как пробки и очереди.
Обязательно выясните, сова вы или жаворонок. Очень важно определить пик активности - время, когда вам легко, энергично и весело работается. Например, если вы любитель вставать ни свет ни заря, перенесите все самое важное на утро, а на вторую половину дня оставьте незначительные дела.
Планируйте день в соответствии с приоритетами. Намечайте не больше трех суперважных дел и семи среднесрочных. Все остальное - «на закуску», от которой в случае чего можно и отказаться.
Совет № 5
Будьте эффективным
Едете в общественном транспорте или стоите в пробке - читайте, пишите, составляйте расписание на следующий день. Ждете партнера на переговорах? Используйте несколько свободных минут, чтобы проштудировать лекции. Идете в институт? Созвонитесь с деловыми партнерами! А время в офисе используйте для того, чтобы решить вопросы, заняться которыми вне его пределов будет невозможно.
Научитесь заниматься несколькими делами одновременно. Но не переборщите, параллельте только такие обязанности, которые не противоречат друг другу и не претендуют на один и тот же ресурс вашей личности. Например, в лифте, по дороге в бухгалтерию можно без труда прочесть договор. Поступил неважный звонок? Разложите документы по нужным папкам.
Совет № 6
Найдите «похитителей времени»
Разыщите в распорядке дня дела-паразиты, от которых ни в душе, ни в голове, ни в кармане не прибавляется. Откажитесь от дурной привычки проверять почту каждые три минуты, снесите «аську» и договоритесь с коллегами обсуждать рецепт новых блинчиков или ремонт в ванной за обедом, а не во время рабочего дня.
Совет № 7
Осваивайте новые технологии
Не поскупитесь на смартфон, коммуникатор или карманный компьютер. Эти умные аппараты могут с успехом заменить компьютер. Например, с их помощью можно выходить в Интернет, проверять почту или отвечать на деловые письма, когда вы отлучаетесь с работы. Освойте продвинутую программу, попросите системщиков обновить содержимое вашего компьютера. Хорошая техника может сэкономить и время, и деньги. Не помешает обзавестись и цифровым диктофоном. На него можно записывать спичи как институтских лекторов, так и деловых партнеров.
Совет № 8
Поощряйте себя
Придумывайте подарки за выполнение скучной обязаловки - дел, которые важны, но не очень вам нравятся. Пообещайте себе: отправлю шефу коммерческое предложение, тогда пойду на полчасика в бассейн.
Совет № 9
Прибирайтесь
Ежедневно наводите порядок на рабочем месте и на «десктопе» вашего компьютера. Пять минут уборки каждый вечер сэкономят драгоценный час в пятницу или полдня накануне отпуска.
Совет № 10
Делегируйте полномочия
Не жадничайте: делитесь своими полномочиями с коллегами, подчиненными, особенно если у них есть на это время, способности и желание. К тому же такие действия в конце концов научат вас грамотному управлению персоналом и основам деловых коммуникаций.
ВАЖНО!
Научитесь отдыхать!
О том, как укладываться в восьмичасовой рабочий день и справляться с делами, читателям «КП» рассказывает автор книги «Тайм-драйв. Как успевать жить и работать» Глеб АРХАНГЕЛЬСКИЙ.
Делайте ритмичные перерывы
У стихийного отдыха в течение дня (отвлечься на интересную дискуссию в Интернете, выпить чашечку кофе) есть много минусов. Главное - он неритмичен, а ведь человек существо биологическое, привыкшее к различным ритмам. Отдыхайте через строго определенные промежутки времени. Оптимальные перерывы - по 5 минут каждый час. Или 10 минут каждые полтора часа. Запомните: работа без отдыха неэффективна!
Переключайтесь
Старайтесь, чтобы ваш отдых максимально отличался от стиля работы. Сидите за компьютером? Сделайте физкультурную паузу - выйдите на улицу или пройдитесь по коридору. Общаетесь с людьми? Побудьте в одиночестве. Анализировали цифры? Позвоните другу и обсудите что-нибудь эмоциональное.
Умейте лениться
Лень - это не всегда плохо. Это вполне нормальная реакция организма на переутомление, несоответствие ваших обязанностей желаниям, подсознательное стремление забыть о текучке и придумать что-нибудь гениальное и т. д. Лениться нужно на все 100%. Не думайте, не решайте проблемы, не корите себя. При соблюдении этих правил творческая лень может стать неиссякаемым источником красивых идей и решений. Главное, не переборщить и не путать творческую лень с обычным ничегонеделанием.
Спите на рабочем месте
В середине дня и у «сов», и у «жаворонков» - спад биоритмов. Многие не справляются с организмом и, пытаясь после обеда сосредоточиться на важной задаче, клюют носом. Самое простое решение проблемы - короткий дневной сон. Как правило, чтобы как следует восстановиться, человеку хватает 10 - 20 минут. Можно прикорнуть в переговорной, в машине, в кресле в дальнем углу кабинета... Не жалейте времени - оно окупится гораздо более высокой послеобеденной трудоспособностью.
Орехи, сухофрукты и черный шоколад активизируют работу мозга и помогают организму долго не уставать!