- На протяжении 2011-2012 годов внимание привлечено к тревожной ситуации, сложившейся в отечественной ферросплавной отрасли в целом и на ЗЗФ в частности. С чем это связано?
- С тем, что медлительность в оценке реальной ситуации на ЗЗФ не позволяет многим госслужащим объективно оценивать положение, предпринимать своевременные и адекватные действия. В прошлом году актуальным для ЗЗФ был вопрос аренды подстанции "Ферросплавная-2" ("Ф-2"). Актуальным потому, что с 1 января 2011 года ЗЗФ перевели на 2-й класс потребления электроэнергии, в результате чего ее стоимость одномоментно возросла почти на 30%. Поясню: производство ферросплавов очень энергоемкий процесс, расходы на электроэнергию составляют около половины себестоимости продукции. ЗЗФ экономически не смог выдержать столь сильного увеличения цены электроэнергии. Мы были вынуждены остановить наш крупнейший цех №4.
На протяжении длительного времени мы пытались либо приобрести, либо взять в аренду подстанцию "Ф-2", что позволило бы нам получать часть электроэнергии по 1-му классу потребления. Но вопрос с подстанцией не решался настолько долго, что теперь его актуальность невысока.
- Почему?
- Рост цены электроэнергии для промпредприятий с марта 2010 г. по июнь 2012 г. составил 76%. В 2011 году, когда мы обратили внимание на проблемы нашего предприятия, рост цены электроэнергии за 1,5 года (2011-й и первое полугодие 2012-го) при условии ее получения по 1-му классу составил 34,5%, при условии ее получения по 2-му классу - 38%. Для ЗЗФ этот рост привел к тому, что ежемесячные расходы на электроэнергию в июле 2012 года стали выше на 20 млн грн., если сравнивать с аналогичным показателем декабря 2010 года при условии одинаковых объемов потребления. Эта сумма для нас неподъемна.
- Может быть, и цены на ферросплавы росли?
- В том-то и дело, что стоимость ферросплавов снижалась. Тонна ферромарганца на европейском рынке в декабре 2010 года стоила 1280 долларов, в июле 2012-го она стоила 1240 долларов. Тонна ферросиликомарганца (занимает около 60% в объеме производства ЗЗФ) в декабре 2010 года стоила 1490 долларов, в июле 2012 года - 1300, то есть цена снизилась на 190 долларов.
- Чиновники, регулирующие цену электроэнергии для промпредприятий, не обращают на это внимание?
- В Украине степень влияния роста цены электроэнергии на экономическое положение промышленных предприятий, в том числе тех, которые в силу технологии производства потребляют большое количество электроэнергии, никто не оценивает. Невозможно не увидеть, что есть 38% увеличения цены электроэнергии с одной стороны и есть снизившаяся цена на ферросплавы с другой стороны.
- За счет чего ЗЗФ выживает в сложившихся условиях?
- За счет тотальной экономии, за счет уменьшения расходов на приобретение нового оборудования: из-за роста цены на электроэнергию ЗЗФ был вынужден отказаться от планов по приобретению нового оборудования (прежде всего печное и вспомогательное оборудование). Решения чиновников ведут к тому, что завод вынужден отказываться от инвестиций в развитие. Мы вынуждены уменьшать расходы на капитальный ремонт оборудования, увеличивая объемы текущего техобслуживания. Хорошо ли это? Вопрос риторический. Но решения чиновников не оставляют нам другого выхода.
- Наверное, именно в силу неподъемной цены на электроэнергию и может произойти остановка ЗЗФ?
- Мы вынуждены констатировать снижение технического уровня производственного и вспомогательного оборудования предприятия. Это подвигло на решение о вынужденной остановке ЗЗФ с 15 октября. Дата обоснована технологически: после 15 октября наступит период вывода печей из работы, который займет 5-10 дней. Далее будет проведено техническое обслуживание печных агрегатов и коммуникационных систем для того, чтобы грамотно войти в зиму, например, элементарно вовремя слить воду до наступления первых заморозков. Это нужно для того, чтобы оставить оборудование ЗЗФ в работоспособном состоянии, которое мы, надеюсь, сможем запустить в работу при изменении ситуации с ценой электроэнергии в лучшую сторону.
- Мы начали разговор с подстанции "Ф-2". Пожалуйста, объясните детальнее - почему вопрос ее аренды или покупки уже не является актуальным для ЗЗФ?
- Предположим, нам пойдут навстречу. Но, получая сейчас подстанцию "Ф-2", завод все равно не сможет запустить простаивающие печи. Чтобы запустить печи, которые простояли почти два года, мы должны потратить 40 млн грн. А еще нужно принять на работу около одной тысячи человек. На запуск печей в работу уйдет от 4 до 6 месяцев. Фонд оплаты труда 1 тысячи человек составит около 4 млн грн. в месяц. Тарифная политика государства привела к тому, что, даже получая для 40% оборудования электроэнергию по 1-му классу потребления, у ЗЗФ объективно нет возможности покрывать затраты на электроэнергию, необходимую для такого высокоэнергоемкого производства, как ферросплавное.
Поэтому актуальность в покупке или аренде подстанции "Ф-2" значительно ниже, чем было раньше. Я не утверждаю, что вопрос с подстанцией решать не нужно, но время упущено настолько сильно, что решение только лишь проблемы с подстанцией "Ф-2" уже не приведет к существенному улучшению условий работы ЗЗФ.
- По какой цене приобретает электроэнергию ЗЗФ? Как она соотносится с ценами иностранных конкурентов?
- Мы приобретаем электроэнергию по цене 93 долл. за 1 МВт/ч. Сравним с основными конкурентами - производителями ферросплавов: предприятия Казахстана платят 20 долл. за 1 МВт/ч, в Грузии - 30 долл., в США - 35 долл., ферросплавные заводы Норвегии - 38 долл., Италии - 45 долл., в Китае платят 47 долл., в Аргентине и Франции - 50 долл., в Индии - 65 долл. за 1 МВт/ч.
Есть ли у ЗЗФ возможность для конкуренции? В себестоимости продукции, которую ЗЗФ сейчас производит, расходы на электроэнергию колеблются в пределах от 30,5 до 47%. А при производстве ферросилиция доля расходов на электроэнергию составляет 65%. Если у ферросплавных заводов Казахстана стоимость электроэнергии почти в 4 раза меньше, чем у ЗЗФ, то о какой конкуренции может идти речь…
- Какие будут потери от остановки ЗЗФ?
- В случае остановки завода бюджет города Запорожья будет недополучать за год 14,4 млн грн., Пенсионный фонд - 40,8 млн грн. за год, выплаты пособий по безработице уволенным сотрудникам завода за год составят 45,6 млн грн. Выгодно ли это государству? Я думаю, что нет.
Сейчас предприятие потребляет электроэнергии на 73-75 млн грн. в месяц. В случае остановки с 15 октября ЗЗФ будет потреблять электроэнергии на 1,1-1,3 млн грн. в месяц. Государство не будет получать за электроэнергию 72 млн грн. в месяц. Это в интересах государства? Кстати, простаивающие печи цеха №4 потенциально могли бы потреблять электроэнергию на сумму 908 млн грн. в год.
- Как решить эту проблему?
- Мы обращаемся в Кабмин, Минэнергоугля, НКРЭ, к губернатору Запорожской области - пожалуйста, реально оцените перспективы развития ферросплавной отрасли вообще и перспективы ЗЗФ в частности. Сопоставьте наши тарифы на электроэнергию с тарифами зарубежных конкурентов. Вспомните печальную судьбу Запорожского алюминиевого комбината, который навсегда остановился из-за высокой цены электроэнергии.
Для недопущения остановки ЗЗФ, для недопущения увольнения почти 2 тыс. человек, для возврата на работу вынужденно уволенных ранее 1,4 тыс. сотрудников ЗЗФ мы обращаемся в НКРЭ с предложением - для ЗЗФ жизненно необходима разумно обоснованная цена на электроэнергию. Мы провели расчеты и пришли к выводу о том, что экономически обоснованная цена электроэнергии для ЗЗФ не должна превышать 60 долл. за 1 МВт/ч.
Если наше предложение будет принято, мы готовы взять обязательства и по увеличению загрузки производственных мощностей, и по восстановлению тех рабочих мест, которые были потеряны в прошлом году. От этого выиграют все: и украинские меткомбинаты, потребность которых в ферросплавах мы можем удовлетворить с учетом всех необходимых качественных и ценовых параметров, и руководители Запорожья и области, и работники ЗЗФ и члены их семей.