13 ноября
Загрузить еще

Пластиковые тенденции

Пластиковые тенденции
Фото: Все чаще вместо купюр украинцы носят в кошельках карточки.

НАВОДИМ ПОРЯДОК В КОШЕЛЬКАХ

Сложно сегодня найти человека, у которого не завалялось бы в кошельке хотя бы одной платежной карты. Мы тратим при помощи пластика зарплату, снимаем проценты в банке, переводим и получаем деньги. И, похоже, время безудержной раздачи карт банками закончилось. Украинцы начали наводить порядок в своих кошельках.

Количество активных платежных карт, то есть тех, которыми рассчитались хотя бы раз за последние 12 месяцев, в Украине за первый квартал текущего года сократилось на 6,3%. Сейчас их  32,658 млн штук. Также в стране уменьшается количество банкоматов. За первый квартал их число сократилось на 3,1%  - до 31 тыс. 987 штук.

Однако это не значит, что украинцы отказываются от пластика. Фактически и простые граждане, и банки наводят порядок в своем хозяйстве, избавляясь от убыточных активов. По данным компании GfK Ukraine, в конце прошлого года уже 52% украинцев использовали платежные карты для безналичного расчета, что на 7% больше, чем годом ранее.

В Нацбанке посчитали, что 29% всех транзакций приходится на безналичные платежи. При этом по итогам 2011 года эта цифра составила 24,5%, в 2010-м - 17,5%.

СНИМАЙ ДЕНЬГИ БЕЗ КОМИССИЙ

В связи с тем что люди подходят к выбору пластика все более обдуманно, банки начали разрабатывать новые интересные предложения, чтобы привлечь клиентов. 

Так, например, в Украине появились карточки с бесплатной обналичкой в любом банкомате. То есть вы можете в любой момент снять деньги даже в чужом банкомате, при этом комиссию с вас не возьмут. Такие предложения в рамках пакетных продуктов предлагают сразу пять банков.

Что самое интересное, таким образом финучреждения стимулируют граждан не снимать деньги со счета. Как говорят банкиры, если человек будет знать, что он может снять наличность в любом месте, то он не будет делать запасы в своем кошельке. Таким образом, люди вместо купюр носят в бумажниках карточки и расплачиваются ими в магазинах. А банкиры получают повышенные остатки на счетах и могут пользоваться этими деньгами в своих интересах. То есть и клиент, и финучреждение получают взаимную выгоду.

ЧТО ПОЧЕМ?

Однако не все банки такие щедрые. Большинство из них берут с клиентов плату и за выпуск карты, и за обслуживание, и за обналичивание как в своих, так и в чужих банкоматах. При этом цены на карточки одного уровня могут отличаться на порядок (см. таблицу).

По данным компании "Простобанк Консалтинг", самая дорогая классическая карта в отличие от самого экономного предложения на рынке предполагает возможность подключения к карте счетов сразу в двух разных валютах, ежемесячное начисление процентов на остаток средств по карте и возможность пользования кредитной линией банка.

Еще дальше банки идут в "золотом" сегменте рынка платежных карт, где разрыв между самой низкой и самой высокой ценой выпуска и обслуживания карт - самый большой на рынке и достигает 1110%. Здесь финансовые учреждения предлагают более изысканные, хотя, возможно, менее практичные бонусы держателям карт. Так, владелец самой дорогой на рынке "золотой" карты сможет покупать билеты на международные рейсы одной из авиакомпаний со скидкой 10%, а также бронировать номера в отелях по членской программе HotelClub со скидкой 9%-15%. Кроме того, она позволяет участвовать в различных акциях и розыгрышах призов. Стоит ли переплачивать за них - это уже решать вам.

При этом, как говорят специалисты, зачастую более дорогая карта - это не всегда больший перечень дополнительных услуг. Некоторые банки снижают цены на свой пластик с целью привлечения клиентов. И тогда можно встретить действительно интересные предложения. 

Что касается стоимости расходов на обслуживание карты, то за последний месяц они практически не поменялись. Как говорят аналитики, немного снизились средние расходы по массовым и "золотым" картам Visa: на 0,5 и 1,5 гривны соответственно. По остальным типам карт рост среднерыночных расходов за месяц составил 0,09-0,62 гривны. То есть такие изменения практически не заметны.

 

Фото Thinkstock. 

А В ЭТО ВРЕМЯ

Расплатиться картой можно не везде 

Магазины дружно плюнули на необходимость устанавливать у себя терминалы по приему платежных карт. Хотя по закону еще с начала года торговые предприятия Украины в городах с населением свыше 25 тысяч человек обязаны принимать банковские платежные карты. Однако украинский розничный бизнес игнорирует требование правительства обзавестись POS-терминалами.

И происходит это не только в мелких городах, где человек с карточкой - это такая же редкость, как человек без карточки в мегаполисе, но и в городах, которые принимают матчи Евро-2012.

Некоторые супермаркеты установили терминалы по приему пластика лишь на некоторых кассах. А в торговых точках формата "магазин возле дома" - это по-прежнему редкость - как в столице, так и в других городах-миллионниках.

Как говорят эксперты, такая ситуация складывается из-за того, что торговые точки не хотят "легализовывать" свой бизнес и продавать все товары по-белому. Ведь если покупатели будут платить исключительно по безналу, то эти объемы смогут увидеть и налоговики.

Еще одна причина нелюбви к POS-терминалам среди малого бизнеса - это необходимость оплачивать 2-3% банку от каждой из покупок. И если крупные сети экономят таким образом на инкассации, то мелкие магазины считают это убытком.