26 ноября
Загрузить еще

Почем будут "шашечки" для народа

Почем будут
Фото: На среднюю зарплату киевлянин может ездить на такси в четыре раза реже, чем житель Лондона.

На прошлой неделе много шума было вокруг попыток властей навести порядок с таксомоторными перевозками в Украине. Начать хотят с Киева. В планах - выдавать лицензии водителям, устанавливать счетчики в машинах и создавать единые стоянки для официальных машин… Таксисты, в свою очередь, пугают граждан повышением тарифов. 

Мы решили выяснить, а как на самом деле: дорогое в Украине такси или дешевое? И сравнили столичный рынок перевозок с другими крупными городами мира. 

ПО ТАКСИ УКРАИНА - НЕ ЕВРОПА 

Одной из самых больших проблем называют то, что в такси работают все кому не лень. В большинстве случаев достаточно оформиться частным предпринимателем, заключить договор с одной из многих десятков служб, получить позывной и повесить на крышу шашечки - и все, вы можете возить пассажиров. 

В большинстве развитых стран для того, чтобы стать таксистом, нужно получить лицензию. Так, например, в Нью-Йорке, который известен своими желтыми кэбами, стоимость лицензии уже приближается к миллиону долларов. Дело в том, что в этом городе есть всего 13 тысяч разрешений на работу в такси, и больше они не выдаются. Городские власти Нью-Йорка ввели ограничение численности желтых такси из-за пробок на дорогах. Поэтому существующие лицензии продаются на аукционах и рассматриваются как выгодное вложение средств. 

Для того чтобы стать водителем лондонского такси и получить лицензию, необходимо пройти серьезный тест на знание 320 основных маршрутов, а также основных туристических и исторических мест без карты и навигатора. В Праге нужно сдать экзамен по вождению, купить лицензию и сдать экзамен в горсовете на знание законов и города. 

И вы никогда не будете договариваться с водителем европейского или американского такси о стоимости проезда. После того как вы сядете, он просто включит счетчик, который и будет отсчитывать стоимость поездки. Но давайте о тарифах поговорим немного позже. 

В Украине же таксистами часто работают приезжие водители, которые не только не знают города, но порой и вовсе живут в своих авто. При этом у нас нет мировой практики перевозки по единым тарифам. Мало того что каждая диспетчерская служба устанавливает свою стоимость проезда, но еще и решает, какие машины ей подходят. И украинец,  если вызывает такси из недорогой службы, заранее не угадает, какого класса машина и в каком состоянии к нему приедет. 

- В последнее время пассажиры часто просят, чтобы приезжали не ВАЗы, "Ланосы" или ДЭУ, - рассказали нам в одной из столичных служб. - В этом случае мы добавляем к минимальному тарифу в среднем 10 гривен, а в эфире озвучиваем, что клиенту нужна иномарка. 

Правда, если вы знаете тарифы какой-то диспетчерской службы, это не значит, что остановленный вами таксист с "шашечками" этой компании повезет вас по привычному ценнику. 

- Дело в том, что диспетчерская служба предоставляет информационные услуги таксистам, а уже их дело - принимать заказ или нет, - продолжает оператор. - В городе он может сам договариваться с клиентом о цене и маршруте проезда. 

ЧЕГО ХОТЯТ НАШИ ЧИНОВНИКИ 

С последним явлением как раз и пытаются разобраться столичные власти. Не исключено, что после этот опыт будет внедрен и в других городах. Чиновники хотят узаконить единые тарифы. 

Первый из них - эконом-тариф. Согласно ему стоимость 1 км будет равна 5 гривнам, а машины, которые повезут пассажиров по данному тарифу, будут менее престижных марок и менее комфортабельны. 

Второй - бизнес-тариф. Согласно расценкам стоимость 1 км на такси бизнес-класса будет составлять до 8 грн. Машины - более престижных марок, предположительно D-класса. 

Кроме того, реформа предполагает введение единой системы для всех служб такси столицы. Это касается как стандартной символики, так и обязательной лицензии. Получить же лицензию таксисты смогут лишь после тщательной проверки, а также только при наличии счетчиков и кассовых аппаратов. А возможно, и терминалов для оплаты карточкой. Планируется, что после проведения реформы из работающих ныне 50 тысяч таксистов останется порядка 15 тысяч, но все они будут работать легально.

Естественно, таксисты тут же заподозрили власти в попытке монополизировать рынок перевозок. Чиновники же говорят, что заботятся о пассажирах. 

Существующая система хороша тем, что столичное такси сравнительно недорогое. Средняя стоимость поездки составляет 40-50 гривен. Но обратной стороной этой дешевизны является то, что водители не всегда приезжают на заказ и фактически не несут никакой ответственности перед пассажирами.

В Нью-Йорке цену проезда пишут прямо на дверце.

ПОКА ТАРИФЫ - КАК В МОСКВЕ

Нужно признать, что наше такси является одним из самых недорогих в Европе. Сопоставимо с Киевом обходится проезд в Минске, но это, скорее, из-за низкой покупательской способности населения. 

Одним из самых дорогих такси считается лондонское. В британской столице существует два типа машин - знаменитый на весь мир black cab, то есть черный кэб, и частные мини-кэбы. Базовый тариф составляет 1,40 фунта, после этого идет начисление двадцати пенсов за каждые 256 метров, или 55,5 секунды, до тех пор, пока сумма не станет равной 8,6 фунта. После этого идет начисление по 20 пенсов за каждые 170  метров либо 37 секунд.

Плюс дополнительно придется платить 60 пенсов за поездку в будние дни с 20 до 24 часов, а в Рождество и на Новый год доплата уже два фунта. Правда, билет в один конец на метро при этом будет стоить почти 5 фунтов! Так что стоимость проезда для компании из 3-4 человек может быть даже более выгодной, чем на общественном транспорте. 

Еще дороже стоит проезд в финансовой столице мира - швейцарской Женеве. Там только за посадку с вас возьмут 50 гривен, а за каждый следующий километр - почти 20 гривен. Однако в качестве такси там ездят машины представительского класса. 

На нью-йоркском такси тариф пишут прямо на двери (см. фото). При этом проезд с острова Манхэттен в аэропорт имени Кеннеди стоит фиксированные 45 долларов плюс  несколько долларов в качестве дорожных сборов. Пассажиры садятся на заднее сиденье, которое может быть отделено от водительского стеклом. Во всех машинах есть терминал для приема платежных карт.

Киевские же тарифы более-менее похожи на расценки в Москве и Минске. Правда, там цены на топливо значительно ниже, чем у нас. 

Конечно, при анализе стоимости услуги нужно учитывать многие факторы - стоимость лицензий, топлива, налоговые отчисления водителей... Поэтому мы решили еще и подсчитать, сколько поездок может совершить житель той или иной страны. К сожалению, украинцы могут позволить себе меньше всех. 

ЧТО ПОЧЕМ

Во сколько обойдется поездка в разных столицах мира  (грн.) 

 

Фото автора и Максима ЛЮКОВА.