Однако в эти выходные мне встретился неординарный подход к потребительскому кредитованию. На этот раз стойку потребительских кредитов я увидел… в обувном магазине. И что самое интересное, возле нее толпились клиенты, оформлявшие ссуды. Оговорюсь сразу: это не был бутик, продающий крутые бренды. Обычный стоковый магазин, распродающий коллекции прошлых лет со значительными скидками, с ценами ниже, чем на рынке.
Неужели украинцы уже не могут покупать обувь без кредитов? Впрочем, когда килограмм картофеля стоит 12 гривен, то на ботинки может и не хватить. А если так цены будут расти и дальше, то менеджеров по кредитованию можно будет ставить и в продуктовых супермаркетах.
С другой стороны, не может не пугать и то, с какой решимостью банки начали продвигать потребительское кредитование. Если забыть, что Украина пережила кризис, можно подумать, что ты вернулся на три года назад. «Беспроцентный кредит», «рассрочка» и прочие рекламные лозунги зазывают нас в магазины. А между тем потребительское кредитование - это самый рисковый вид заимствования. Вероятность того, что человек передумает платить за купленную и потерянную мобилку значительно выше, чем вероятность того, что он откажется оплачивать ипотеку или машину. А банковские затраты на неплательщиков должен компенсировать высокий процент. И в случае наступления второй волны кризиса очень многие из сегодняшних заемщиков станут неплательщиками.
Интересно, многие ли уже забыли уроки прошлого кризиса?