Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Украина и Россия ищут общую газовую формулу

Разговоры о необходимости модернизации украинской газотранспортной системы (ГТС) ведутся уже не первый год. В который раз свое сотрудничество в этом вопросе предлагает Россия. В Украине же в качестве третьего участника хотят видеть Европу. К аргументам сторон на недавно прошедшем в Москве круглом столе «Актуальные проблемы европейской энергетики» прислушался и корреспондент «Комсомолки».

ЗОЛОТАЯ ЭРА ГАЗА       

Не секрет, что Россия как никто другой заинтересована в нашей трубе. Ведь именно по ней идут основные поставки голубого топлива в Европу. Сейчас, когда из-за событий на Ближнем Востоке и в Северной Африке стабильность поставок нефти находится под угрозой, а цены на нее опять растут рекордными темпами, многие эксперты предсказывают, что в ближайшие годы газ в энергобалансе европейских стран будет вытеснять нефть. 

- Все говорят, что нефти остается все меньше, а запасы газа огромны, - говорит профессор немецкого Института экономики энергетики Кристиан Гровитш. - Поэтому у газа хорошее будущее. Думаю, в ближайшие годы он заменит нефть в качестве моторного топлива.

По мере выхода Европы из кризиса в экспертных оценках перспектив развития энергетики вновь зазвучал оптимизм в отношении роста спроса на газ.  

- Несмотря на то что еще недавно в Европе прогнозировалось снижение потребления газа, в прошлом году ЕС закупило газа на 7 процентов больше, чем годом ранее, - говорит гендиректор российского Института национальной энергетики Сергей Правосудов. - За 20 лет газ вытеснит нефть. 

При этом потребители будут выбирать поставки топлива по трубопроводам, как более надежные.

- Посмотрите, что происходит в исламских странах, где Европа собиралась покупать сжиженный газ, - говорит директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. - Надежность таких поставок находится под вопросом. Наверное, поэтому прогнозы в ЕС переписываются по 3-4 раза за год. Думаю, в ближайшее время альтернатив газопроводам не будет.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ОТ КОТОРОГО СЛОЖНО ОТКАЗАТЬСЯ

При таких предпосылках ситуация с украинской ГТС беспокоит россиян. Эксперты считают, что нашей стране нужно срочно найти около 3 миллиардов евро на ремонт ГТС и еще столько же на ее модернизацию. Однако деньги, которые поступают как плата за транзит, не используются на реконструкцию трубопроводов. 

- В прошлом году Россия заплатила за транзит газа 2,6 млрд долларов, - констатирует генеральный директор ООО «Газпромсбыт Украина» Анатолий Подмышальский. - При этом Украина вложила в ремонт своей трубы всего 300 млн долларов. Помочь решить эти проблемы могло бы совместное предприятие «Газпрома» и «Нафтогазу України».

Но Россия смотрит дальше и предлагает объединить две газовые компании. В выигрыше окажется вся украинская экономика. Россияне обещают, что в этом случае Украина получит газ по внутренним российским ценам.

- С момента подписания документа о слиянии поставки газа «Газпромом» на территорию Украины будут осуществляться по внутренним российским ценам, - заявил глава российской нефтегазовой компании Алексей Миллер. - Это касается и населения, и комбыта Украины, и поставок газа для промышленности и электроэнергетики.

При этом он напомнил, что цена газа для промышленных потребителей в России в разы ниже, чем цена для промышленных потребителей Украины. Что касается населения, то цена на газ для домохозяйств регулируется постановлениями правительства РФ с учетом уровня инфляции, и так будет продолжаться и дальше. Поэтому, отметил Алексей Миллер, цены на газ для населения в долгосрочной перспективе будут оставаться низкими.

В ПОИСКАХ ТРЕТЬЕГО

Украинские власти не исключают возможности объединения активов, но хотят найти третьего. 

- СП должно быть трехсторонним, чтобы в нем всем принадлежало по 33,3 процента, - считает бывший сотрудник «Нафтогазу», а ныне независимый энергетический эксперт Валентин Землянский. - Например, Украина вносит туда свою ГТС, Россия - Астраханское месторождение, а Европа - средства на модернизацию трубы. 

Но состав СП - не единственный пункт, по которому расходятся позиции Украины и России. Еще один камень преткновения, утверждает Землянский, - это газовый контракт 2009 года, где зафиксированы слишком высокие цены на топливо. Обе эти проблемы могут решаться параллельно.

- Думаю, что пока Украина ждет сигнала о пересмотре контрактов, нужно начинать подготовительную работу к созданию СП, - говорит эксперт.

Политологи же видят другие причины того, почему Украине и России трудно прийти к общему решению. 

- К сожалению, Украина не может сформулировать для себя ясный стратегический план на будущее и понять, что мы хотим получить от трубы, - уверен политолог Михаил Погребинский. - Мы просто хотим получать максимально высокую цену за транзит, а это мотивирует Россию строить обходные газопроводы. Украинские политики не верят в собственные возможности, поэтому стремятся включить в совместное предприятие еще и европейскую сторону, чтобы европейцы в случае чего помогли нам защитить себя. А Европа не будет ничего инвестировать, пока не поймет, что труба будет заполнена. И пока все думают, времени остается все меньше, труба нуждается в срочной реконструкции. Поэтому нам надо побыстрее принимать решение о создании СП.