Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Бензин может подорожать до 11 гривен

Бензин может подорожать до 11 гривен
Фото: Фото из архива «КП».

 

Вчера на некоторых столичных заправках стоимость импортных бензинов перевалила психологическую отметку 10 гривен за литр. Самое популярное топливо марки

А-95 пока что продается чуть дешевле 9 гривен, но эксперты говорят, что его стоимость может вырасти. На это обстоятельство обратили внимание и чиновники. Премьер-министр Николай Азаров назвал виновных в подорожании бензина в стране. По мнению главы правительства, во всем виноваты импортеры.

- Рост цен вызван отменой пошлин на импорт нефтепродуктов, - считает глава правительства Николай Азаров. - Это привело к монополизации рынка со стороны импортеров: их доля на рынке достигла 60%. Это позволило ввести ценовой диктат, что увеличило стоимость топлива практически до европейского уровня.

Потом премьер отметил, что Украина начала антидемпинговое расследование относительно импортеров. То есть, с одной стороны, правительство обвиняет импортеров в завышенных ценах, а с другой - тут же начинает против них антидемпинговое расследование. Объяснить этот парадокс мы попросили экспертов.

- Дело в том, что некоторые иностранные производители нефтепродуктов имеют налоговые льготы, - говорит директор Департамента газовой, нефтяной и нефтеперерабатывающей политики Министерства энергетики и угольной промышленности Константин Бородин. - В первую очередь это касается стран, которые входят в Таможенный союз. И по сравнению с украинскими производителями они могут устанавливать цены на 100-300 долларов за тонну ниже. Соответственно, импортеры закупают у них более дешевый бензин. Из-за этого доля иностранной продукции на топливном рынке постоянно растет. Во втором полугодии 2010 года импорт превысил 50%, и более 70% этого объема -  импорт именно из стран Таможенного союза. Однако такое ценовое преимущество не делает импортное топливо на украинских заправках более дешевым. Наоборот, сети импортеров устанавливают розничные цены выше, чем на тех заправках, где продается украинский бензин.

Но есть и совершенно иные мнения. Независимые аналитики говорят, что доля импорта не так уж и велика.

- По официальным данным, импорт топлива в Украину в прошлом году составлял 40%, а в этом году снизился до 30%, - говорит директор «Консалтинговой компании

А-95» Сергей Куюн. - Мне кажется, что Минтопэнерго лоббирует введение пошлин на импортное топливо в размере 130 евро/тонна для бензина и 80 евро/тонна для дизтоплива и подталкивает к такому решению премьера. Но я не понимаю, как можно бороться с высокими ценами путем повышения налогов. Ведь введение антидемпинговых пошлин тут же скажется на розничных ценах - бензин подорожает до 11 гривен, а дизельное топливо - до 9,5 грн.