Все это время якобы внедряются программы и реализовываются задачи по раздельному сбору бытовых отходов для того, чтобы значительную их часть утилизировать, пуская на производство вторсырья - от биотоплива до стройматериалов. Однако в большинстве городов до сих пор весь мусор сваливается в один контейнер, после чего вывозится на полигон.
НАШИ РЕАЛИИ
Несмотря на то что все любят чистоту, до сих пор поднимается вопрос о необходимости вести разъяснительную работу среди предпринимателей и населения о раздельном выбрасывании отходов и мусора. Уже выросли те школьники, для которых обещали написать учебники по курсу экологии отходов. А чиновники по-прежнему обещают строить линии сортировки и перерабатывающие предприятия, однако нигде не встретишь объявления о приеме на работу на новые современные предприятия. У нас до сих пор производители тары и упаковки спорят с госструктурами о моделях построения системы сбора и утилизации отходов. И все, вместе с политиками и народными депутатами, всуе критикуют несовершенство законодательной базы в этой сфере, в то же время не предпринимая конкретных шагов для создания адекватной нормативно-правовой базы.
Нет, кое-что меняется. В столице, в Донецке, Запорожье, Одессе и еще полдесятка городов уже появились контейнеры для раздельного сбора бытового мусора. Запущены в отдельных городах несколько линий сортировки мусора и предприятий по переработке отходов. По сравнению с концом 1990-х, когда об этих задачах только начали разговор, прогресс имеется. Тогда утилизировали 1% отходов, сегодня, по данным статистики, - до 5%. Причем только в 2010 году «Укрэкоресурсами» утилизировано столько же отходов, сколько за 10 предшествующих лет. Вот только и это - капля в море.
- Главная наша проблема, - подчеркнул в беседе с «Комсомолкой» руководитель госпредприятия «Укрэкоресурсы» Виктор Ржоткевич, - в том, что в Украине до сих пор не существует достаточного количества мощностей для переработки такого количества тары и упаковки, за которое взимается денежный сбор. И поэтому отходы, как и прежде, оказываются на свалках!
Такова реальность. Кризис отходов, давно сковавший нашу страну, не ликвидирован.
ОТХОДОВ СТАНОВИТСЯ БОЛЬШЕ
В Украине ежегодно образовывается около 12 млн тонн твердых бытовых отходов и прибавляется порядка миллиона тонн твердых бытовых отходов к предыдущей годовой норме, а перерабатывается, по результатам 2010 года, только 200-300 тысяч тонн. Собранные ТБО «закапываются» на 4,5 тыс. мусорных свалках и полигонах, площадь которых составляет более 7,8 тыс. га. И это без учета стихийных свалок!
Украина все еще продолжает «закапывать» мусор, тогда как в Европе это нонсенс, с 2000 года такой способ избавления от отходов там категорически запрещен. И в то же время частный бизнес, который предоставляет услуги по сбору, сортировке и переработке тары и упаковки на основе современных новых технологий, развивается крайне медленно, фактически неэффективен с позиций как решения экологических задач, так и достижения целей собственно бизнеса.
Причина очевидна - речь о прибылях в сфере переработки отходов тары и упаковки не идет. Даже весьма крупные предприятия, такие как Veolia, Remondis, «Гринко», зарабатывают на погашении кредитов и практически не имеют возможности интенсивно расширять и развивать производство. С точки зрения инвестиций отрасль совершенно непривлекательна. По крайней мере на данный момент.
МЫ НЕ ЕВРОПА
Но тем не менее за такие же 10 лет страны Европы, столкнувшись в 1980-е с кризисом утилизации твердых отходов, сделали все, чтобы проблемы не существовало. Поэтому новый менеджмент «Укрэкоресурсов», заступив на пост в марте 2010 года, весьма придирчиво изучил тот же вопрос, который вроде бы разбирали и предшественники. Для Ржоткевича, не новичка в сфере обработки и утилизации отходов, было принципиальным разобраться: почему система, в которую поступают средства от импортеров и производителей, так и не заработала? А поскольку не заработала - растеряла кредит доверия.
Как признается Виктор Ржоткевич, мониторинг ситуации вскрыл неприятную правду: по сути, загублен не только авторитет госпредприятия, само название «Укрэкоресурсы» вызывало у производителей тары и упаковки раздражение и резкое неприятие, а у городских властей - просто недоверие.
Сегодня в «Укрэкоресурсах» знают не только проблемы, но и видят три пути их скорейшего преодоления. Первый: активизировать воспитательно-просветительскую работу. Второй: запустить механизм инвестирования собранных «упаковочных» денег в строительство перерабатывающих комплексов, закупку контейнеров и другого оборудования. И третий: довести до ума и целесообразности законодательные нормы в сфере переработки отходов, то есть запустить механизм правового регулирования всей «отходной» отрасли.
|
ЛЮДИ - «ЗА», А ПРОИЗВОДИТЕЛИ - «ПРОТИВ»
По оценкам экспертов, простые граждане готовы выполнять требования по раздельному выбрасыванию мусора. На соответствующие контейнеры уже смотрят с пониманием. Осталась малость - организовать все так, чтобы людям постоянно напоминать: разделяйте отходы на две группы. Одна отправится на полигон, другая (металл, стекло, пластик, бумага) - на переработку.
- В первую очередь запуск системы утилизации начинается с сознания руководителей предприятий, которые производят товары в таре и упаковке, - уверен Виктор Ржоткевич. - Руководитель должен понимать, что обязан способствовать утилизации используемой им тары и упаковки для продуктов питания или товаров потребления. Или сам этим занимайся, или оплачивай такую работу. Европейские нормы переработки тары уже достигли 60%, хотя начиналось все с 20-25%. В Украине на 2011 год доведены нормы утилизации - 35%, однако не факт, что предприятия готовы перечислять деньги за такие объемы переработки.
До последнего времени средства на утилизацию отходов собирали на границе у всех, кто ввозил товар в таре или упаковке. Украинских же производителей не охватывали. Сегодня госпредприятие переходит на новое правило. Согласно правительственному постановлению №915 оплачивать переработку тары и упаковки должны не только те, кто ввозит их в Украину, но и те, кто производит товар в таре и упаковке в нашей стране.
- Я вижу свою цель и задачу - создать в Украине европейскую систему утилизации тары и упаковки, - говорит Виктор Ржоткевич. - С учетом лучшего мирового опыта. Быть может, на все 100% по-европейски не получится, потому что наш менталитет - это мощный фактор, с которым приходится считаться. Мы многим отличаемся от европейцев, в том числе и отношением к отходам. Те начали работать с утилизацией более 20 лет назад. А мы все эти годы проговорили. Теперь наверстываем. И я обещаю, что запущу именно систему, а не отдельные ее элементы.
ВОПРОС РЕБРОМ
Возможно ли решить проблему?
Сегодня в Украине производится около 12 млн тонн твердых отходов, почти половина которых - тара и упаковка. Но в тарифе на утилизацию отходов нет графы, касающейся непосредственно утилизации тары и упаковки. Именно поэтому организации, позиционирующие себя как утилизаторы отходов, делают совершенно недопустимые вещи: подъезжают к домам, забирают контейнеры и… вывозят (на городские полигоны). Честно работают лишь те предприятия, которые имеют производственные цеха. Таких в Украине не больше пяти. А действующие на рынке 40-50 фирм, демпингующих цены, - это обманка. Именно они влияют на снижение показателей переработки отходов, не позволяют изымать больше 1-2% от того объема отходов, который должен утилизироваться как тара и упаковка.
В «Укрэкоресурсах» понимают, что источников финансирования для внедрения системы раздельного сбора, комплексной переработки и утилизации отходов крайне недостаточно при нынешнем недейственном экономическом механизме. Поэтому там работают над созданием жесткой системы контроля проблемы. Специалисты предлагают развивать производства вторсырья, привлекать отечественные научные разработки в сферу переработки отходов, выделять из них ценные металлы, материалы и т.п. Ведь скопившиеся на Земле отходы составляют 2/3 от всех природных ресурсов, добытых человечеством за всю его историю, представляют собой огромную сырьевую базу, на использование которой нам еще предстоит обратить внимание.
- Мы оптимисты, - уверенно говорит Виктор Ржоткевич. - И поэтому система будет построена.