Мы решили задать наиболее актуальные вопросы эксперту, который принимал непосредственное участие в создании и обсуждении Налогового кодекса (НК) - главе подкомитета по вопросам международной экономической политики Верховной Рады Украины, доктору экономических наук, профессору Алексею Плотникову.
ХОТЕЛИ КАК ЛУЧШЕ
- Почему работа над НК длилась так долго и действительно ли МВФ вмешивался в разработку документа?
- Да, это правда. Верховная Рада приняла обновленный вариант Налогового кодекса в первом чтении еще 7 октября. Второе чтение ожидалось после 4 ноября. Однако к концу октября в процесс обсуждения активно вмешался Международный валютный фонд, который потребовал упростить фискальное администрирование для бизнеса, но категорически возражал против либерализации налоговых ставок.
Кроме того, МВФ фактически запретил существенно снижать ставку налога на прибыль в 2011 году. Поэтому в следующем году этот налог снизится не на 6% - до 19%, как этого хотело правительство, а на 2% - до 23%. Но нам все-таки удалось договориться о дальнейшем плавном снижении налога на прибыль до 2014 года, когда он выйдет на уровень 19%. Свои аргументы глава представительства МВФ в Украине Макс Альер озвучил во время налогового форума. Главным образом они сводятся к тому, чтобы Украина, как один из главных должников МВФ, снижением ставок не довела ситуацию до резкого увеличения дефицита бюджета.
К тому же в МВФ попросили пересмотреть подход к упрощенной системе налогообложения. В частности, предложено сохранить на нынешнем уровне - 500 тыс. грн. - предел годовой выручки физлиц-предпринимателей. Напомню, что в проекте, принятом в первом чтении, эта цифра составляла 300 тыс. грн. Кабмин с аргументами МВФ в конце концов согласился.
УПЛАТУ НАЛОГОВ УПРОСТЯТ
- Многие предприниматели жалуются на то, что в нашей стране сложно платить налоги. Упростит ли новый НК уплату налогов?
- Украинскую систему налогообложения ругали все кому не лень. По данным Международной финансовой корпорации, украинский бизнес на соблюдение налогового законодательства тратит в среднем 848 часов в год. Это на 441 час больше, чем в России, и на 661 час больше, чем в США. Мы надеемся, что новый Налоговый кодекс исправит это упущение. Кроме того, сейчас в органах налоговой службы происходит процесс реформирования. Планируется 20-процентное сокращение работников центрального аппарата ГНАУ и областных налоговых администраций. Зато инспекции, которые непосредственно работают с налогоплательщиками, усилят.
Это будет способствовать уменьшению очередей и созданию всех необходимых условий для удобств налогоплательщиков. В практику работы налоговых органов всех уровней внедряется мировой опыт применения информационных технологий; развивается рискоориентированная система отбора плательщиков налогов для документальных проверок; введено автоматическое сопоставление данных налогового кредита и налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость; упорядочивается организационная структура органов государственной налоговой администрации.
- Но акции протеста, проходившие под парламентом, говорят о том, что новый НК все же не нравится предпринимателям. Как найти баланс между наполнением бюджета и созданием нормальных условий для ведения бизнеса?
- Да, этот документ вызвал много споров. Но, как ни странно, ключевой тезис МВФ о том, что важны не ставки налогов, а система администрирования, бизнес одобрил. По мнению бизнесменов, куда важнее внедрить подход равного налогообложения для всех и сделать процедуру администрирования понятной и прозрачной.
Скажу вам больше, сейчас 90% дохода в бюджет дают 25 тысяч субъектов предпринимательской деятельности, в то время как их зарегистрировано в Украине 3,5 млн. То есть огромное количество предпринимателей практически ничего не платят в бюджет. Поэтому легальный бизнес заинтересован в борьбе с теневиками, «серыми импортерами», «оптимизаторами» и другими. И готов безупречно платить все налоги при условии, что это не будет «за себя и за того парня».
- Таким образом, можно сказать, что Налоговый кодекс - идеален?
- Пока далеко не все новации Налогового кодекса одинаково полезны. Например, сохраняется процедура автоматического возмещения НДС, которая не выписана вообще. Вызывает вопросы расширение прав органов налоговой службы. Но больше всего профессионалов беспокоят чрезвычайно сжатые сроки для изучения новых правил налогообложения. Ведь уже с нового года нужно будет платить налоги по-новому. Но тут на Украину давит МВФ.
Хотя представители фонда дипломатично заявляют, что дата вступления в силу Налогового кодекса должна стать результатом компромисса между бизнесом и правительством, известно их желание видеть бюджет-2011 на новой налоговой основе. В то же время юристы, бухгалтеры и аудиторы категорически настаивают на отсрочке введения кодекса и его доработке. Они считают, что лучше потратить еще один год, чтобы проработать документ вместе с представителями бизнеса, а не только с сотрудниками ГНАУ.
К тому же до последнего момента продолжаются жаркие дискуссии вокруг налогов на роскошь, недвижимость, налоговые каникулы для отдельных сфер бизнеса и амнистии для «раскаявшихся грешников». А также вокруг льгот для тех, кто работает в социально значимых сферах. Например, в медицине.
Не секрет, что в той или иной форме льготы на лекарства существуют во всех странах мира либо в рамках реимбурсации (системы возмещения стоимости лечения для населения. - Прим. ред.) по программам страховой медицины, либо в виде нулевой налоговой ставки, как это до сих пор существует в Украине. Я считаю, от этого не следует отказываться и в дальнейшем. Как и от льготного налогообложения по единому налогу тех, кто занимается небольшими инновационными проектами в области энергосберегающих технологий, экологии, медицины. Это касается и пропаганды здорового образа жизни, и создания групп здоровья, и работы с людьми, употребляющими наркотики или живущими с ВИЧ/СПИДом, туберкулезом и т. п.
ЧТО НОВОГО?
- Но бизнес внес тысячи поправок к НК. Какие из них были учтены во время обсуждения?
- После принятия НК в первом чтении профильный комитет провел почти 100 заседаний рабочих групп при участии народных депутатов Украины, представителей профильного и других парламентских комитетов, разных бизнес-ассоциаций, научных работников и экспертов. В сравнительную таблицу было включено 4889 замечаний и предложений от 136 депутатов, а также от НБУ как субъекта законодательной инициативы. Из них учтены 2333 предложения, а отклонены 2546. Общий объем сравнительной таблицы составлял 2150 страниц печатного текста. Можете себе представить, какая работа была проведена.
Некоторые противоречивые статьи, в частности относительно внедрения налога на недвижимость, были вообще изъяты из законопроекта по крайней мере еще на год, до создания реестра недвижимости. До 2015 года отложено введение налога на доходы с депозитов.
В обновленном Налоговом кодексе заложен механизм, который будет стимулировать предпринимательскую деятельность и поможет вывести бизнес из тени. Любое предприятие, которое имеет оборот до трех миллионов гривен, будет иметь возможность перейти на упрощенную систему налогообложения, а также подавать декларацию о доходах раз в год. Будет он полезным и для бюджета. Новации Налогового кодекса в следующем году увеличат поступление в государственный бюджет на восемь миллиардов гривен.
Это без учета того, что мы ожидаем выход в легальный сектор из тени достаточного обращения. Нельзя сказать, что были удовлетворены все требования предпринимателей и правительства. Но по крайней мере мы приблизились к тому, что самые дискуссионные вопросы в конечной редакции Налогового кодекса теперь учитывают предложения как от предпринимателей, так и от правительства. То есть этот документ стал компромиссным.