По данным исследования, проведенного компанией GfK Ukraine и Международным центром перспективных исследований (МЦПИ), индекс потребительских настроений в июне 2010 года снизился на 2,6 пункта по сравнению с предыдущим месяцем и составил 94,5. При этом экономические ожидания ухудшились еще более существенно (см. таблицу).
- Индексы потребительских настроений колеблются от 0 до 200 баллов, причем 100 – это пограничный балл, разделяющий оптимистов и пессимистов, - разъяснил «Комсомолке» руководитель программы «Социальная экономика» МЦПИ Максим Борода. – Например, очень высокий индекс инфляционных ожиданий – 175,7 – означает, что подавляющее большинство респондентов по-прежнему уверены в том, что инфляция ускорится. Индекс по динамике безработицы на практически нейтральном уровне 106,9 означает, что среди украинцев примерно поровну оптимистов и пессимистов, но, тем не менее, небольшой перевес на стороне тех, кто считает, что безработица будет расти.
По словам эксперта, собственно показатель потребительских настроений представляет из себя совокупность пяти индексов: оценки текущего состояния, краткосрочных и долгосрочных экономических ожиданий, ожиданий изменений материального состояния и готовности совершать крупные покупки. Практически все ожидания и оценки украинцев ухудшились, что в итоге и привело к снижению индекса потребительских настроений.
- Положительное влияние смены власти на потребительские настроения украинцев сходит на нет, - констатирует Максим Борода. - Замедление экономического роста в Украине, жесткая бюджетная политика нового правительства, его планы относительно повышения пенсионного возраста, угрожающий малому бизнесу проект Налогового кодекса, ожидаемый рост цен на газ и жилищно-коммунальные услуги – все эти факторы негативно сказались на экономических и инфляционных ожиданиях украинцев.
|