Загрузить еще

«Длинный язык» может довести до увольнения

«Длинный язык» может довести до увольнения

Список офисных «запретных тем» гораздо шире! Каким бы милым и благосклонным ни казалось начальство и какими бы душевными и добросердечными ни выглядели коллеги, есть масса тем, мнение о которых лучше оставлять при себе всегда.

ДЕРЖИТЕ РАЗМЕР ЗАРПЛАТЫ В СЕКРЕТЕ

Опросы, проведенные исследовательским центром рекрутингового портала SuperJob, показывают, что в наибольшей степени сотрудников раздражают сплетни и пустые разговоры в офисе. При этом, по словам президента портала Алексея Захарова, значительной части респондентов больше всего претит интерес сослуживцев к уровню дохода коллег. Не в восторге от обсуждения темы зарплат и работодатели.

- Сведения о заработной плате сотрудников, как правило, относятся к разряду конфиденциальных. Нередко запрет на разглашение выплачиваемой за работу суммы прописан в договоре, который соискатель подписывает при трудоустройстве, - отмечает Захаров. 

Причина данного запрета довольно проста и лежит на поверхности. Дело в том, что сотрудники, выполняющие одинаковый объем обязанностей, нередко получают совсем разные зарплаты, и, дабы не нарваться на требования «ущемленных» работников поднять им оклады, работодатели предпочитают не афишировать эти данные. Кроме того, «обнародование» окладов сотрудников компании могло бы значительно облегчить работу конкурентов по переманиванию особо ценных кадров.

Не удивительно, что начальство пресекает все «денежные» разговоры на корню. Мою знакомую уволили в феврале нынешнего года за то, что она похвасталась перед коллегами своей премией! События развивались быстро - как в кино: во вторник вечером ей выплатили довольно внушительные премиальные, а в среду она рассказала о них в курилке. Озвученная сумма вызвала среди обиженных коллег такой резонанс, что уже в пятницу директор предложил ей написать заявление «по собственному желанию».

ЗА НЕУМЕСТНУЮ ШУТКУ МОЖНО ПОПЛАТИТЬСЯ

Немало конфликтов в офисе вызваны бестактностью отдельных сотрудников. Если человек имеет привычку постоянно критиковать коллег и начальство, если он высказывает свое мнение, когда его не спрашивают, если лезет со своими комментариями по любому поводу, можно с большой долей вероятности утверждать, что долго он на своем месте не задержится.

- Не нужно публично оценивать личные и деловые качества других людей и уж тем более не стоит критиковать коллег «за глаза». Можно не сомневаться, что нелестные оценки очень скоро дойдут до адресата, причем в искаженном виде. Человеку придется оправдываться за то, чего он не делал и не говорил, но винить в этом нужно лишь себя - за неумение держать язык за зубами, - считает психолог Марина Деркач.

Также психолог не советует обсуждать с коллегами решения руководства, причем даже в том случае, если они касаются лично вас. Если начальник в пух и прах раскритиковал вас на планерке, если вас несправедливо оштрафовали, если в день зарплаты вы получили меньшую (или большую) сумму, не стоит выяснять, что думают коллеги по этому поводу. Потому что все сказанное и подуманное сослуживцами так и останется их личным мнением, а вот руководству может не понравиться, что его распоряжения и действия стали предметом для обсуждения. Поэтому все возникшие вопросы нужно решать с шефом напрямую.

Даже если вы считаете себя очень остроумным человеком, держите свои шутки при себе, если речь идет о личных качествах и - тем более! - о каких-то внешних особенностях коллег, советуют психологи. За такие вещи можно дорого поплатиться…

НИ СЛОВА О ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ

Психологи не советуют разглашать на работе информацию личного характера - о своем здоровье, подробностях семейной жизни и уж тем более об интимных нюансах. Не стоит делиться информацией и о собственном достатке, особенно если он значительно превышает достаток коллег. В противном случае наиболее радикально настроенные сослуживцы постараются донести до сведения начальства мысль, что вы не слишком нуждаетесь не только в стабильной зарплате, но и в самом рабочем месте.

Не нужно рассказывать «направо и налево» о своих ошибках в работе, пробелах в образовании и о том, где вы были на самом деле в тот день, когда руководство полагало, что вы решаете вопросы в налоговой. Вряд ли имеет смысл сообщать коллеге, что действительной причиной отсутствия на рабочем месте в понедельник был не грипп, а головная боль после перепоя, и лучше промолчать, что, взяв больничный, вы укатили в Египет, даже если вас с головой выдает прекрасный ровный загар. Не стоит затевать обсуждение с коллегами служебного романа (как чужого, так и своего собственного), в том числе и в тех случаях, когда вам кажется, что о нем и без того все знают.

Осторожно следует относиться и к случайно узнанной информации. Каждый человек может невольно стать свидетелем конфиденциального телефонного разговора или неприятной сцены между коллегами. Во избежание неадекватной реакции и скандала лучше навсегда забыть об услышанном.

И, наконец, не нужно хвастаться, что вы уже практически нашли работу с хорошей перспективой и высокой зарплатой - такая откровенность вполне может закончиться увольнением. Опросы показывают: только каждый третий украинский работодатель считает допустимым поиск нового места работы без увольнения с предыдущего.

Давая советы о нежелательных темах для обсуждения на работе, психологи рекомендуют не впадать в крайности, воспринимая окружающих как злейших врагов и постоянно думая о том, что каждое сказанное слово рано или поздно обернется против вас. Но и считать всех коллег априори друзьями не стоит. Подавляющее большинство сотрудников - посторонние люди, с которыми вы просто работаете в одном месте. И вести себя с ними нужно соответствующе. 

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Почти безопасные темы

Психологи убеждены: если взять себе за правило общаться с коллегами исключительно на производственные темы, можно избежать многих проблем. Ведь поводом для грандиозного скандала может стать даже самое невинное замечание о сыгранном накануне футбольном матче. Если же в курилке или за чашкой кофе очень хочется поговорить не о работе, лучше выбирать ни к чему не обязывающие темы:

  • погода,
  • телевидение,
  • книги,
  • автомобили,
  • национальные кухни,
  • мода и т.д.

Как избежать неприятного разговора:

  • сослаться на занятость,
  • сообщить, что не хотите говорить о своих проблемах,
  • в ответ на критику в свой адрес сказать, что все люди разные и обсуждать чужие недостатки бессмысленно,
  • в ответ на критику в адрес коллеги сообщить, что у вас самого есть недостатки, но у окружающих хватает такта относиться к ним терпимо.