Все мы рано или поздно меняем работу, и предугадать, куда попадем в очередной раз - в коллектив единомышленников или в стан врага, практически невозможно.
Кто виноват в том, что ваша работа превратилась в каторгу? Что делать, если жизнь в офисе стала невыносимой? Стоит ли вступать со своими гонителями в открытый конфликт? Ответы на эти и другие вопросы «Комсомолка» выясняла вместе с экспертами.
КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТЕРРОР
Реальный случай из жизни: представляя редакции новоиспеченного сотрудника, начальница отдела не слишком удачно пошутила: «Знакомьтесь, звезда отечественной журналистики. Только не надо просить у него автографы, а то ему работать некогда будет!»
Надо ли говорить, что такая презентация поставила жирный крест на карьере «звезды» в провинциальном коллективе? Не сговариваясь, сотрудники объявили новичку «холодную войну». Его полностью игнорировали, не делились информацией, «забывали» сказать о сокращенном рабочем дне, не сообщали о планерках и распоряжениях руководства. История закончилась быстро: через месяц «звезда отечественной журналистики» написала заявление об уходе по собственному желанию.
- Чаще всего офисная дедовщина (моббинг) распространяется на новичков и практикуется в испытательный срок. Обычно человек не выдерживает прессинга коллектива и уходит. Остаться он может в двух случаях: либо у него есть силы противостоять давлению (что встречается не так уж часто), либо подобная ситуация его устраивает (что бывает еще реже), - считает директор по странам CНГ рекрутинговой компании World Staff Виталий Михайлов.
По словам эксперта, чаще всего моббинг присутствует в отечественных компаниях, в то время как международные организации стараются подобные ситуации не допускать. Для лучшей и более быстрой адаптации новичка в коллективе серьезные компании практикуют наставничество.
ПРИЧИНА ТРАВЛИ - БАНАЛЬНАЯ ЗАВИСТЬ
В отличие от офисных войн, которые разгораются внутри коллектива в борьбе за зарплаты и должности, моббинг не имеет явно выраженной рациональной основы. «Видеть его не можем - вот и все!» - приблизительно так объясняют свое поведение участники травли.
Одна из главных причин моббинга, лежащая на поверхности, - это безделье сотрудников, утверждают психологи. В коллективе, где нечем заняться, жертвой постоянных издевок и насмешек может стать любой, кто хоть чем-то отличается от других. Часто зачинщиками травли становятся сотрудники «в возрасте», которые боятся потерять место и из-за этого придираются к новичкам. Причиной травли может стать и банальная зависть, например, к более молодому и удачливому коллеге или, напротив, к сотруднику, пользующемуся благосклонностью начальства.
Так, может, жертва сама виновата в своих злоключениях, и стоит лишь выполнить «правило трех Б» (быть бедным, больным и бездарным), как всеобщее сочувствие будет гарантировано? Эксперты не разделяют этого мнения.
- Говорить о том, что человек сам виноват, провоцируя своим поведением собственную травлю, не вполне корректно. Это все равно что сказать: внешний вид кошелька провоцирует вора, - считает психолог Марина Деркач. - Просто среди нас есть люди с подавляющими наклонностями, которые не выносят, если кто-то рядом с ними в чем-то лучше. Такие люди легко находят «болевую точку» практически у любого и затем давят на нее, получая поистине садистское удовольствие.
- Основным виновником травли сотрудников в коллективе является руководитель, - убежден Михайлов. - Если в компании процветает офисная дедовщина, можно с уверенностью говорить, что шеф использует жесткий командно-административный стиль руководства. Этот личный пример шефа берут на вооружение подчиненные, и таким образом моббинг становится элементом корпоративной культуры.
НЕТ СИЛ БОРОТЬСЯ - ПОКИНЬТЕ «СЕРПЕНТАРИЙ»
Как бы парадоксально это ни звучало, но жертвы моббинга, несмотря на свою незавидную участь, не спешат уходить с работы. Кто-то не хочет покидать с трудом найденное место, а кто-то принципиально не желает признавать себя побежденным в несправедливой войне. Впрочем, говорят психологи, причина такой вынужденной «живучести» гораздо глубже. Оказывается, став жертвой, человек начинает сомневаться в собственных силах, считает себя некомпетентным и укрепляется в уверенности, что, уволившись, не найдет себе ничего более достойного. Именно это и заставляет его цепляться пусть и не за самое лучшее место из последних сил.
Эксперты рынка труда и психологи наперебой дают советы, как следует себя вести жертве офисного прессинга: не лезть «поперед батьки в пекло», не соваться со своим уставом в чужой монастырь, не затмевать сослуживцев красотой и талантом, и т.д. и т.п. Короче говоря, слейтесь с ландшафтом, и будьте счастливы!
- Рациональное зерно в таких советах действительно есть, - считает Деркач. - Практика показывает, что офисный террор практически не встречается в коллективах, где все сотрудники из одной социальной среды, примерно одного возраста и с приблизительно одинаковым уровнем образования. С другой стороны, если эмоциональное насилие уже началось, единственный исход, который удовлетворит «агрессора», - это полное уничтожение противника. Так что у «жертвы» есть всего два варианта: преодолеть подавление либо сбежать.
Не стоит наивно надеяться, что, если вы поговорите «по душам» со злобными коллегами, это разом решит все проблемы. Скорее, все произойдет с точностью до наоборот. Характерная черта моббинга - огромная протяженность во времени: травля длится ровно столько, сколько жертва согласна терпеть издевательства.
Словом, если ситуация запущена и переломить ее сложно, покидайте этот «серпентарий» без всякого сожаления, советуют психологи. Если же «место под солнцем» стоит того, чтобы за него побороться, попробуйте противостоять. Моббинг - не только подлость и грязь, но и испытание. А любое испытание можно и нужно выдерживать с достоинством.
Как не стать козлом отпущения
В ТЕМУ
Причины моббинга:
Кто чаще всего становится жертвой:
Варианты моббинга: клевета, регулярная критика, распространение сплетен, высмеивание, игнорирование, нагнетание конфликтов.
НА ЗАМЕТКУ
Самый неприятный вид офисного террора - так называемый «сэндвич-моббинг», когда преследователями оказываются и коллеги, и руководство. Бедная жертва попадает в ситуацию котлеты, зажатой между двумя половинками булки, и, действительно, напоминает сэндвич. К сожалению, в 99 случаях из 100 самым лучшим выходом в сложившейся ситуации будет бежать из компании без оглядки.