26 декабря
Загрузить еще

Замкнутый круг

Замкнутый круг

Плодородные поля годами стояли непаханые, сельские жители продавали свои паи, а взамен покупали дорогие автомобили или квартиры в городах. Зачем выращивать картошку на сотках, которые стали золотыми? Так справедливо думали многие… и прогадали. При этом прогадали дважды: во-первых, цены на землю упали, во-вторых, селяне упустили выгоду на десятки тысяч в год.

До кризиса сельские жители продавали свои поля гектарами. Они даже не думали менять их целевое назначение - продал 2 гектара по 1000 долларов за сотку перекупщику, получил 200 тысяч долларов, а там хоть трава не расти.

Посредники делили эту землю на участки под застройку и продавали их уже по 3-4 тысячи долларов за сотку. Возле Киева цены доходили до 20 тысяч, а в элитных поселках - и до 60 тысяч долларов.

Простая математика говорит, что это ни много ни мало, а 600 долларов за квадратный метр. Участок можно было бы покрыть пятидолларовыми купюрами, и сумма была бы меньше его стоимости. Какая картошка, когда такие деньги?

Сейчас же в Украине много земли, цены на которую падают, но обрабатывать ее все равно никто не спешит. По данным аналитиков, только 3% от всего украинского картофеля производят крупные фермерские хозяйства, остальное - собирают на личных участках. Но с каждым годом все меньше людей хотят что-то выращивать. Вот и получается, что в аграрной стране нет дешевых овощей.

Сколько могли бы заработать собственники полей на одной только картошке, подсчитать нетрудно. Мы не можем соперничать с голландцами, которые снимают до 40 тонн этого продукта с гектара, но 10 тонн - это стандартный урожай для нашей страны. При цене 5 гривен за килограмм выручка за собранную картошку составляла бы 50 тысяч гривен с каждого обработанного гектара. Неплохо, да?

Но есть тут еще один настораживающий факт. Даже если все селяне одумаются и начнут выращивать больше овощей и фруктов, это не значит, что зимой в наши кастрюли попадут недорогая свекла и морковка. Хранить-то их негде - овощехранилищ нет... Простые селяне могут сохранить столько, сколько в погребе поместится, а остальное или сгниет, или пойдет на корм скотине. Построить же зимние овощехранилища не могут ни простые люди, ни крупные производители: у первых уже закончились «шаровые деньги», а вторым не дают кредитов. Вот и получается замкнутый круг…