«Авиакомпания, тем более лидер авиаперевозок страны, должна обслуживать все категории пассажиров: бизнесменов, студентов и бабушек» Комментарии: 10

БЕЗ «ПОДВОДНЫХ КАМНЕЙ»

- Недавно в СМИ появилась информация о том, что акционеры «АэроСвита» приняли решение о предоставлении компании экстренного финансирования на сумму 30 млн долларов. Чем вызвана потребность в средствах?

- В финансировании была необходимость. Решение не было экстренным. Оно было вынужденное, но продуманное. Цифры и факты - вещи объективные. А отчетность свидетельствует о том, что «АэроСвит» работает убыточно: первое полугодие компания завершила с убытком в сумме 201,71 млн грн. У компании имеется просроченная задолженность перед некоторыми аэропортами и лизингодателями, есть долги по заработной плате перед персоналом.

У нас, акционеров, не вызывает сомнений тот факт, что «АэроСвит» в максимально сжатые сроки обязан заплатить за пролеты над территориями ряда стран, рассчитаться с владельцами воздушных судов, выделить средства на техническое обслуживание. Все эти проблемы нуждаются в срочном решении. Собственно для этого и предназначено финансирование в размере 30 млн дол. Назовем его стабилизационным кредитом.

- На каких условиях предоставляется это финансирование? За счет чего «АэроСвит» будет его возвращать?

- Это стандартный коммерческий кредит сроком на 5 лет со ставкой, которая не превышает нормативную ставку НБУ для займов, привлеченных от нерезидентов. Его предоставляют акционеры, суммарно владеющие 52% акций компании. Мы, акционеры, считаем, что кредит будет возвращаться за счет будущих финансовых результатов деятельности авиакомпании. Это беззалоговый кредит, в условиях его предоставления нет никаких «подводных камней». Сегодня задача акционеров состоит в том, чтобы консолидировать свои усилия для того, чтобы компания вернула свои лидерские позиции, улучшила экономические показатели деятельности.

Сопредседатель наблюдательного совета ЗАО «АэроСвит» Григорий Гуртовой.

Сопредседатель наблюдательного совета ЗАО «АэроСвит» Григорий Гуртовой.

“НАЗРЕЛА НЕОБХОДИМОСТЬ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ»

- Некоторые СМИ со ссылкой на и.о. главы ФГИ Дмитрия Парфененко писали, что собственники «ПриватБанка» стали владельцами контрольного пакета акций «АэроСвита». Насколько это соответствует действительности?

- Это очень далеко от правды. Как акционер «АэроСвита», то есть как лицо, владеющее достоверной информацией, могу сказать, что у акционеров авиакомпании, близких к «ПриватБанку», нет даже блокирующего пакета акций «АэроСвита». Более того, у меня была беседа с Дмитрием Парфененко. Так он утверждает, что ничего подобного из того, что было процитировано СМИ, он не говорил. 

Раскрою карты: те акционеры «АэроСвита», которые связаны с «ПриватБанком», приобрели у бывшего главы Набсовета Аарона Майберга половину компании Gilward Investments, которая, в свою очередь, владеет 39,97% акций «АэроСвита». Подчеркиваю - половину! Ранее они владели пакетом акций «АэроСвита» в размере 4,8%. Элементарная арифметика дает возможность определить, что структуры так называемой группы «Приват» владеют 24,78% акций «АэроСвита». Это меньше, чем блокирующий пакет.

- Спасибо, со структурой акционеров «АэроСвита» мы с вашей помощью разобрались. Давайте вернемся к текущим проблемам авиакомпании. Причины, побудившие акционеров предоставить финансирование своему «детищу», свидетельствуют о не самом благоприятном положении «АэроСвита»…

- К сожалению, это так. Нас, акционеров, не устраивают текущие рыночные позиции компании, ее финансовые показатели. Поэтому назрела необходимость преобразований. Если компания утратила лидирующие позиции, если она оказалась там, где она находится сейчас, значит, руководство «АэроСвита» допустило целый ряд ошибок. Необходимо менять структуру управления, отстраивать компанию и делать ее более жизнеспособной и более «реактивной» на то, что происходит во внешнем мире. Делать это придется новым топ-менеджерам.

«НЕОБХОДИМО НАБРАТЬ «МЫШЕЧНУЮ МАССУ»

- Какие именно ошибки в управлении «АэроСвитом» были допущены господами Майбергом (бывший глава наблюдательного совета) и Ботевым (бывший гендиректор)?
- Я все же начну с объективных причин ухудшения положения авиакомпании.

Известно, что динамика объема авиаперевозок в стране представляет собой функцию от динамики ВВП. Причем, по моим наблюдениям, данная функциональная зависимость не линейная, а с коэффициентом 2,5. То есть располагая данными о снижении ВВП Украины, применив указанный коэффициент, можно без особого труда рассчитать уровень падения пассажирских авиаперевозок. Цифры получатся колоссальные. И от этого никуда не деться.

Однако это лишь часть проблем «АэроСвита». Анализ ситуации не только на авиарынке, но и в других отраслях экономики свидетельствует о том, что те или иные компании с разной степенью успешности справляются с кризисом. С сожалением должен отметить невысокую степень успешности противодействия кризису, продемонстрированную недавно ушедшими в отставку главой набсовета и гендиректором «АэроСвита».

- В чем заключались их ошибки? 

- Я считаю, что основной проблемой, с которой столкнулся «АэроСвит», является то, что компания не смогла адаптироваться к резко меняющимся рыночным условиям. Изменения на рынке были быстрыми и значимыми, но компания «АэроСвит» оказалась слишком вялой, не мобилизованной для того, чтобы молниеносно реагировать на ситуацию. Реакция нужна была именно молниеносная, но некоторые топ-управленцы считали, что, развиваясь по инерции, «АэроСвит» сохранит свои рыночные позиции. Это была неправильная позиция.

- Будет ли продолжаться начатая господином Ботевым программа реструктуризации «АэроСвита»? И что нужно предпринять для радикального исправления ситуации?

- В общем-то, эта программа была ошибочной по своей сути, чем и недовольны акционеры. При этом структурные изменения будут продолжаться, но они будут совершенно иные, нежели те, которые воплощались в жизнь до недавнего времени. Та же оптимизация персонала, складывается впечатление, проводилась больше ради самой оптимизации, а не для повышения эффективности работы «АэроСвита». И в плане ранее сокращенных работников мы будем самым тщательным образом разбираться - не выплеснули ли вместе с водой ребенка? Сокращать надо было там, где существовало дублирование функций.

Впрочем, в корне неверно под реструктуризацией понимать одни лишь сокращения персонала. Есть куда более важные аспекты. Будем сокращать непрофильные бизнесы: компания должна продать то, что ей не нужно. А за счет вырученных средств набрать «мышечную массу» на тех направлениях, где это необходимо.

Считаю, что в этом направлении в первую очередь компания должна решить вопрос и занять справедливую позицию с нашумевшим активом, я имею в виду землю и недвижимость в Форосе. Этот объект должен быть реализован по справедливой рыночной цене.

«НЕ ПРЯТАТЬ ГОЛОВУ В ПЕСОК»

- Какие новые линии вы планируете открывать и на каких направлениях сосредоточиться?

- Вопрос состоит не в том, чтобы открывать какие-то новые линии. «АэроСвит» имеет достаточно большую гамму линий, которые нужно осваивать. К сожалению, загрузка на этих линиях не соответствует тому уровню, на котором она должна быть. Мы будем менять модель функционирования авиакомпании с точки зрения удобства полетов и частоты выполнения рейсов для пассажиров. Нам необходимо сосредоточить усилия на улучшении внутренних управленческих процессов. Изменения у нас будут скорее качественными, нежели количественными. Сейчас не время для экстенсивного развития, необходимо освоить путь интенсивного развития.

- В Украине работает несколько low-cost компаний. «АэроСвит» не планирует охватить бюджетное направление?

- Компания, если она хочет быть успешной, не имеет права игнорировать ни одну категорию пассажиров. Авиакомпания, тем более лидер авиаперевозок страны, должна обслуживать все категории пассажиров: бизнесменов, студентов и бабушек.

- Скажите, каких конкретно ошибок, допущенных предыдущим менеджментом, вы пожелали бы избежать новому руководству «АэроСвита»?

- Первая и основная - не прятать голову в песок, а внимательно наблюдать за тем, что происходит на рынке и адекватно реагировать на меняющуюся ситуацию. От проблем нельзя спрятаться, их надо решать. Второе - нужно более качественно прогнозировать возникающие угрозы. Надеюсь, что новое руководство «АэроСвита», которое должно быть утверждено на собрании акционеров, запланированном на 24 декабря, учтет это.

Политика

Парламент Греции выразил вотум доверия правительству Циправса
Парламент Греции выразил вотум доверия правительству Циправса 27

Премьер сохранил свой пост, несмотря на выход из коалиции партии АНЭЛ.

Адвокат: депортированную из России Елену Бойко арестовали в Украине
Адвокат: депортированную из России Елену Бойко арестовали в Украине 450

СБУ пока не комментировала ситуацию с журналисткой.

Брексит завис или провалился?
Брексит завис или провалился? 165 1

Развод Британии и Евросоюза столкнулся с новыми препятствиями.

Происшествия

Взрыв в Тбилиси: погибли четыре человека, объявлен траур
Взрыв в Тбилиси: погибли четыре человека, объявлен траур [фото] 345

Завтра на всех административных зданиях будут приспущены государственные флаги.

Во Львовской области горит завод по производству масла
Во Львовской области горит завод по производству масла [фото, видео] 283

Информации о жертвах или пострадавших пока не поступало.

В СБУ опровергают информацию о задержании украинского агента в Крыму
В СБУ опровергают информацию о задержании украинского агента в Крыму 160 1

В СМИ пишут, что мужчину поймала ФСБ.

Экономика

Украина расходует газ быстрее, чем в прошлом году. Хватит ли до весны
Украина расходует газ быстрее, чем в прошлом году. Хватит ли до весны 171 1

Эксперты называют критическими для обеспечения транзита запасы на уровне 8-9 млрд кубометров.

Рева пообещал заплатить субсидии наличными в марте
Рева пообещал заплатить субсидии наличными в марте 496 3

Сам министр признался, что это – политическое решение.

От моря до моря: что такое Go Highway
От моря до моря: что такое Go Highway 562 3

На строительство скоростной трассы, соединяющей Черное и Балтийское море, в этом году выделят 4 миллиарда гривен.

Общество

В Перми женщина спит в подъезде, так как не может зайти в набитую мусором квартиру
В Перми женщина спит в подъезде, так как не может зайти в набитую мусором квартиру [видео] 607

Журналисты опубликовали дверной проем, в котором видно забитое до потолка жилье.

Отсидевшая в тюрьме Настя Рыбка дала первое интервью
Отсидевшая в тюрьме Настя Рыбка дала первое интервью [фото] 969

Модель и охотница на олигархов заявила, что будет делать телешоу.

Порошенко подписал закон о буллинге
Порошенко подписал закон о буллинге 243

Документ вводит административную ответственность.

Светская хроника и ТВ

Россия может повторно отправить Сергея Лазарева на  Евровидение
Россия может повторно отправить Сергея Лазарева на "Евровидение" [видео] 315

Певец победил в зрительском голосовании в 2016 году, но по общему результату выиграла Джамала.

 Скрябин  создал песню из неизданных записей Кузьмы
"Скрябин" создал песню из неизданных записей Кузьмы 359

Гитарист Алексей Зволинский рассказал о будущем группы.

Ефросинина, Могилевская и Козловский показали себя 10 лет назад
Ефросинина, Могилевская и Козловский показали себя 10 лет назад 2424 1

Звезды присоединились к популярному флешмобу и вспомнили, чем занимались в 2009-м году.

Спорт

Испанский форвард Фран Соль стал игроком киевского  Динамо
Испанский форвард Фран Соль стал игроком киевского "Динамо" 13

26-летний испанец стал первым новичком команды в 2019 году.

Хацкевич объяснил, почему  Динамо  отправило Морозюка в  Ризеспор
Хацкевич объяснил, почему "Динамо" отправило Морозюка в "Ризеспор" 350 1

Экс-защитник "бело-синих" проигрывал конкуренцию другим футболистам.

Новички НБА: украинец Михайлюк закрепился в  Лейкерс
Новички НБА: украинец Михайлюк закрепился в "Лейкерс" 110

В НБА к этому часу уже отыграна половина сезона. Потому самое время оценить успешность ребят, которые были выбраны первыми десятью пиками на летнем драфте.