«Авиакомпания, тем более лидер авиаперевозок страны, должна обслуживать все категории пассажиров: бизнесменов, студентов и бабушек» Комментарии: 10

БЕЗ «ПОДВОДНЫХ КАМНЕЙ»

- Недавно в СМИ появилась информация о том, что акционеры «АэроСвита» приняли решение о предоставлении компании экстренного финансирования на сумму 30 млн долларов. Чем вызвана потребность в средствах?

- В финансировании была необходимость. Решение не было экстренным. Оно было вынужденное, но продуманное. Цифры и факты - вещи объективные. А отчетность свидетельствует о том, что «АэроСвит» работает убыточно: первое полугодие компания завершила с убытком в сумме 201,71 млн грн. У компании имеется просроченная задолженность перед некоторыми аэропортами и лизингодателями, есть долги по заработной плате перед персоналом.

У нас, акционеров, не вызывает сомнений тот факт, что «АэроСвит» в максимально сжатые сроки обязан заплатить за пролеты над территориями ряда стран, рассчитаться с владельцами воздушных судов, выделить средства на техническое обслуживание. Все эти проблемы нуждаются в срочном решении. Собственно для этого и предназначено финансирование в размере 30 млн дол. Назовем его стабилизационным кредитом.

- На каких условиях предоставляется это финансирование? За счет чего «АэроСвит» будет его возвращать?

- Это стандартный коммерческий кредит сроком на 5 лет со ставкой, которая не превышает нормативную ставку НБУ для займов, привлеченных от нерезидентов. Его предоставляют акционеры, суммарно владеющие 52% акций компании. Мы, акционеры, считаем, что кредит будет возвращаться за счет будущих финансовых результатов деятельности авиакомпании. Это беззалоговый кредит, в условиях его предоставления нет никаких «подводных камней». Сегодня задача акционеров состоит в том, чтобы консолидировать свои усилия для того, чтобы компания вернула свои лидерские позиции, улучшила экономические показатели деятельности.

Сопредседатель наблюдательного совета ЗАО «АэроСвит» Григорий Гуртовой.

Сопредседатель наблюдательного совета ЗАО «АэроСвит» Григорий Гуртовой.

“НАЗРЕЛА НЕОБХОДИМОСТЬ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ»

- Некоторые СМИ со ссылкой на и.о. главы ФГИ Дмитрия Парфененко писали, что собственники «ПриватБанка» стали владельцами контрольного пакета акций «АэроСвита». Насколько это соответствует действительности?

- Это очень далеко от правды. Как акционер «АэроСвита», то есть как лицо, владеющее достоверной информацией, могу сказать, что у акционеров авиакомпании, близких к «ПриватБанку», нет даже блокирующего пакета акций «АэроСвита». Более того, у меня была беседа с Дмитрием Парфененко. Так он утверждает, что ничего подобного из того, что было процитировано СМИ, он не говорил. 

Раскрою карты: те акционеры «АэроСвита», которые связаны с «ПриватБанком», приобрели у бывшего главы Набсовета Аарона Майберга половину компании Gilward Investments, которая, в свою очередь, владеет 39,97% акций «АэроСвита». Подчеркиваю - половину! Ранее они владели пакетом акций «АэроСвита» в размере 4,8%. Элементарная арифметика дает возможность определить, что структуры так называемой группы «Приват» владеют 24,78% акций «АэроСвита». Это меньше, чем блокирующий пакет.

- Спасибо, со структурой акционеров «АэроСвита» мы с вашей помощью разобрались. Давайте вернемся к текущим проблемам авиакомпании. Причины, побудившие акционеров предоставить финансирование своему «детищу», свидетельствуют о не самом благоприятном положении «АэроСвита»…

- К сожалению, это так. Нас, акционеров, не устраивают текущие рыночные позиции компании, ее финансовые показатели. Поэтому назрела необходимость преобразований. Если компания утратила лидирующие позиции, если она оказалась там, где она находится сейчас, значит, руководство «АэроСвита» допустило целый ряд ошибок. Необходимо менять структуру управления, отстраивать компанию и делать ее более жизнеспособной и более «реактивной» на то, что происходит во внешнем мире. Делать это придется новым топ-менеджерам.

«НЕОБХОДИМО НАБРАТЬ «МЫШЕЧНУЮ МАССУ»

- Какие именно ошибки в управлении «АэроСвитом» были допущены господами Майбергом (бывший глава наблюдательного совета) и Ботевым (бывший гендиректор)?
- Я все же начну с объективных причин ухудшения положения авиакомпании.

Известно, что динамика объема авиаперевозок в стране представляет собой функцию от динамики ВВП. Причем, по моим наблюдениям, данная функциональная зависимость не линейная, а с коэффициентом 2,5. То есть располагая данными о снижении ВВП Украины, применив указанный коэффициент, можно без особого труда рассчитать уровень падения пассажирских авиаперевозок. Цифры получатся колоссальные. И от этого никуда не деться.

Однако это лишь часть проблем «АэроСвита». Анализ ситуации не только на авиарынке, но и в других отраслях экономики свидетельствует о том, что те или иные компании с разной степенью успешности справляются с кризисом. С сожалением должен отметить невысокую степень успешности противодействия кризису, продемонстрированную недавно ушедшими в отставку главой набсовета и гендиректором «АэроСвита».

- В чем заключались их ошибки? 

- Я считаю, что основной проблемой, с которой столкнулся «АэроСвит», является то, что компания не смогла адаптироваться к резко меняющимся рыночным условиям. Изменения на рынке были быстрыми и значимыми, но компания «АэроСвит» оказалась слишком вялой, не мобилизованной для того, чтобы молниеносно реагировать на ситуацию. Реакция нужна была именно молниеносная, но некоторые топ-управленцы считали, что, развиваясь по инерции, «АэроСвит» сохранит свои рыночные позиции. Это была неправильная позиция.

- Будет ли продолжаться начатая господином Ботевым программа реструктуризации «АэроСвита»? И что нужно предпринять для радикального исправления ситуации?

- В общем-то, эта программа была ошибочной по своей сути, чем и недовольны акционеры. При этом структурные изменения будут продолжаться, но они будут совершенно иные, нежели те, которые воплощались в жизнь до недавнего времени. Та же оптимизация персонала, складывается впечатление, проводилась больше ради самой оптимизации, а не для повышения эффективности работы «АэроСвита». И в плане ранее сокращенных работников мы будем самым тщательным образом разбираться - не выплеснули ли вместе с водой ребенка? Сокращать надо было там, где существовало дублирование функций.

Впрочем, в корне неверно под реструктуризацией понимать одни лишь сокращения персонала. Есть куда более важные аспекты. Будем сокращать непрофильные бизнесы: компания должна продать то, что ей не нужно. А за счет вырученных средств набрать «мышечную массу» на тех направлениях, где это необходимо.

Считаю, что в этом направлении в первую очередь компания должна решить вопрос и занять справедливую позицию с нашумевшим активом, я имею в виду землю и недвижимость в Форосе. Этот объект должен быть реализован по справедливой рыночной цене.

«НЕ ПРЯТАТЬ ГОЛОВУ В ПЕСОК»

- Какие новые линии вы планируете открывать и на каких направлениях сосредоточиться?

- Вопрос состоит не в том, чтобы открывать какие-то новые линии. «АэроСвит» имеет достаточно большую гамму линий, которые нужно осваивать. К сожалению, загрузка на этих линиях не соответствует тому уровню, на котором она должна быть. Мы будем менять модель функционирования авиакомпании с точки зрения удобства полетов и частоты выполнения рейсов для пассажиров. Нам необходимо сосредоточить усилия на улучшении внутренних управленческих процессов. Изменения у нас будут скорее качественными, нежели количественными. Сейчас не время для экстенсивного развития, необходимо освоить путь интенсивного развития.

- В Украине работает несколько low-cost компаний. «АэроСвит» не планирует охватить бюджетное направление?

- Компания, если она хочет быть успешной, не имеет права игнорировать ни одну категорию пассажиров. Авиакомпания, тем более лидер авиаперевозок страны, должна обслуживать все категории пассажиров: бизнесменов, студентов и бабушек.

- Скажите, каких конкретно ошибок, допущенных предыдущим менеджментом, вы пожелали бы избежать новому руководству «АэроСвита»?

- Первая и основная - не прятать голову в песок, а внимательно наблюдать за тем, что происходит на рынке и адекватно реагировать на меняющуюся ситуацию. От проблем нельзя спрятаться, их надо решать. Второе - нужно более качественно прогнозировать возникающие угрозы. Надеюсь, что новое руководство «АэроСвита», которое должно быть утверждено на собрании акционеров, запланированном на 24 декабря, учтет это.

Политика

Премьер Израиля Нетаньяху лично возглавил Минобороны
Премьер Израиля Нетаньяху лично возглавил Минобороны 61

Глава правительство решил взять оборонное ведомство под собственное крыло после отставки министра.

Власть продолжает бороться с неугодными политиками
Власть продолжает бороться с неугодными политиками 266

В Одессе националистическая организация “Национальный Корпус” заблокировала вход в здание, где должно было пройти собрание политической партии “НАШИ”.

Власти Кувейта запретили книги Федора Достоевского и Виктора Гюго
Власти Кувейта запретили книги Федора Достоевского и Виктора Гюго 152

Местное правительство считает, что произведения данных авторов оскорбляют ислам и угрожают национальной безопасности.

Происшествия

18-летней участнице  секс-скандала  не ходить на занятия посоветовали  правоохранительные органы
18-летней участнице "секс-скандала" не ходить на занятия посоветовали "правоохранительные органы" [фото] 489

По номеру телефона студентки Натальи Бурейко сейчас отвечает мужчина.

Пограничнику, на которого наехали контрабандисты, удалили селезенку
Пограничнику, на которого наехали контрабандисты, удалили селезенку 159

Нападение произошло на границе с Румынией.

На Сумщине убийцу-тирана помогли найти сельские слухи
На Сумщине убийцу-тирана помогли найти сельские слухи 327 1

Полгода 41-летний мужчина скрывал смерть своей супруги, закопав ее в саду матери.

Экономика

Bloomberg: санкции замедлили рост ВВП России на 6 процентов
Bloomberg: санкции замедлили рост ВВП России на 6 процентов 43

Также по российской экономике ударило падение цен на нефть.

Причина увольнения:  Он был недостаточно счастлив на рабочем месте
Причина увольнения: "Он был недостаточно счастлив на рабочем месте" 364 2

Холдинг куриного олигарха Косюка следит за эмоциями и весом сотрудников и "перемещает" толстых и несчастливых.

Нефть подешевела на четверть: Как это скажется на курсе, ценах и экономике
Нефть подешевела на четверть: Как это скажется на курсе, ценах и экономике 725

Нынешнее падение цен называют самым большим с 2015 года.

Общество

NASA запустит на Марс новую миссию
NASA запустит на Марс новую миссию 58

Исследователи планируют бурить поверхность красной планеты.

Ученые: Килограмм стал нематериальным
Ученые: Килограмм стал нематериальным 608

В течение века масса могла измениться.

В Шанхае открыли 18-этажный подземный отель
В Шанхае открыли 18-этажный подземный отель [фото] 463

Самые нижние ярусы располагаются под водой и открывают вид на огромный аквариум.

Светская хроника и ТВ

Девушка, над которой издевались из-за внешности, потратила 38 тысяч фунтов на пластику
Девушка, над которой издевались из-за внешности, потратила 38 тысяч фунтов на пластику [фото] 709

Над жительницей Цюриха постоянно смеялись в школе. Теперь же она стала звездой Instagram и говорит, что по-настоящему счастлива.

Pianoбой Дмитрий Шуров впервые пустил журналистов в свою студию звукозаписи

На актера из  Физрука  набросилась супруга с ножом
На актера из "Физрука" набросилась супруга с ножом 756

Юрия Катаев попал в больницу с ножевым ранением.

Спорт

Словакия – Украина: дебюты, травмы и феерия голов
Словакия – Украина: дебюты, травмы и феерия голов 98

Сегодня в рамках Лиги наций сборная Словакии разгромно победила сборную Украины.

Словакия – Украина: все, что нужно знать о матче Лиги наций
Словакия – Украина: все, что нужно знать о матче Лиги наций [видео, фото] 479

Сегодня сборная Украины в рамках Лиги наций сыграет матч против сборной Словакии. Рассказываем, где смотреть футбол, прогнозы и другие детали вокруг этого матча.

В Кременце попрощались с чемпионом мира по армрестлингу
В Кременце попрощались с чемпионом мира по армрестлингу [фото] 1471

Андрей Пушкарь погиб по дороге в аэропорт, сегодня он должен был быть на соревнованиях в Польше.