27 декабря
Загрузить еще

Взять в долг авто уже можно. Но со скрипом

Взять в долг авто уже можно. Но со скрипом
Фото: Обзавестись колесами, а не бегать на своих двоих - задача нынче непростая.

Надевать кредитное ярмо во время экономического спада позволит себе только человек, твердо уверенный в своем будущем. А таких сегодня, как вы понимаете, немного. Люди элементарно не знают, какую зарплату они получат завтра и вообще останутся ли на прежней работе. Тем не менее эксперты рассчитывают, что в ближайшие месяцы автокредитование в Украине все-таки оживится.

УСЛОВИЯ ОСТАЛИСЬ КАБАЛЬНЫМИ

Мой знакомый Валерий два года назад купил иномарку б/у. Вроде присмотрелся к ней внимательно, но через полгода возникли проблемы. Вид у машины довольно товарный, так что он попытался продать ее за 10 тыс. долларов. Увы, желающих не нашлось. В конечном итоге сбыл технику на 2 тыс. дешевле и стал размышлять, как ему поступить с вырученными деньгами.

Прежнее авто было с кондиционером, центральным замком, стеклоподъемниками и т. п. Поэтому и новую тачку захотелось комфортную, однако налички оказалось маловато. Выход увиделся один: автокредит. Валерий начал «штурмовать» банки. Уже телефонные беседы с менеджерами показали, что посильных условий договора ждать не приходится. Процентные ставки зашкаливали под 30%, плюс многие желали единоразовую комиссию на 1-2% от суммы займа. И вообще кредитовать на пять лет, как в докризисное время, не спешили, предлагая снабдить денежкой на три года.

- Будем искать, - вздохнул знакомый и принялся обзванивать автосалоны.

Еще весной продавцы новых машин поняли: ждать милости от ситуации не приходится. И начали предлагать клиентам собственные программы кредитования. Условия в сравнении с банками вроде бы выглядели прилично - около 20% годовых. Но и тут не обошлось без «нюансов». Пускай брать в долг в долларах нынче нельзя, перестраховаться от возможных валютных колебаний реализаторы все же умудрились.

- В случае повышения официального курса «зеленого» сумма долга тоже может быть увеличена, - нехотя раскрыл карты менеджер одного из салонов.

И опять комиссии, только на сей раз - уже под 4%. Да еще и обязательный полис КАСКО, причем в той компании, на которую вам укажут.

- Однако золотая машина выйдет, - пробурчал Валерий. Но авто все же себе купил. Снова… иномарку б/у.

РЫНОК ПРОСЫПАЕТСЯ?

По данным компании «Простобанк консалтинг», сейчас кредиты на покупку иномарок дают в 10 банках. Одалживать на отечественные авто рискуют 8 финучреждений.

- Некоторое время назад в нашем портфеле кредитного брокера имелось 25 банков, где предоставляли услуги по автозайму. Но уже в декабре мы работали только с одним:

все остальные свернули свою деятельность, - сетует замглавы правления корпорации «Укравто» Наталья Бей.

Весь кризисный год эксперты констатировали падение продаж машин. Наконец летом наметилось некоторое оживление. В июле сбыли на 16% больше авто, чем в июне. Однако позитива все равно нет: за 12 месяцев рынок рухнул на три четверти.

- До экономического спада в долг торговали около 60% техники, - констатирует председатель правления корпорации «Укравто» Александр Козис. - Теперь, к сожалению, эти показатели снизились до 5-6%.

Дилеры рассчитывают, что с возобновлением кредитования поднимутся и продажи. Но украинцы если и готовы сегодня тратить деньги на автомобили, то охотнее всего приобретают бывшие в употреблении. За год сделки с участием авто, которые имеют пробег, сократились лишь на 15%. Неспроста эксперты ожидают, что банки вновь рискнут ссужать на них деньги. В целом нынче рынок б/у машин более чем в два раза превосходит продажи новых! Интересно, что украинцы предпочитают железных коней возрастом 3-5 и 6-7 лет. Продажи «шестилеток» всех мастей вообще снизились всего на 1%.

Хотя и «колеса» с пробегом кредитовать не спешат. Некоторые финучреждения, правда, предлагают в долг под залог недвижимости. Только вот стать обладателем видавшего виды авто с риском потерять квартиру наверняка захочется единицам. И все равно эксперты полны надежд.

- Основной сегмент, обещающий в ближайшее время развитие, это автокредитование. Следом за ним -  потребительские займы. Думаю, мы выйдем на уровень 2005-2006 гг., - считает заместитель главы правления «АСТРА-банка» Антон Погорелов.

СИЛЫ НА ИСХОДЕ

Но радость по поводу оживающего автокредитования еще не говорит о выздоровлении экономики. До решения всех проблем еще ждать и ждать. А люди уже сейчас с большими усилиями и неохотой гасят прежние долги. Примерно год назад специалисты считали проблемными займами 3-5% от общего количества. Но летом ситуация круто изменилась, и теперь коммерческие банки полагают, что число невозвратов и просроченных ссуд приблизилось к 10-15%.

Тех, кто не желает расставаться со своими кровными, взятыми на приобретение машины, чуть меньше - около 8%.

- Не все финучреждения обнародуют статистику, однако количество проблемных кредитов действительно составляет около 10%, а то и выше, - признается председатель правления «Астра-банка» Михаил Власенко. - Пик проблемных займов придется на осень.

Короче говоря, даже при жгучем желании новое авто в данный момент основной массе граждан не по зубам. Хотя дилеры снижают цены и манят скидками, стоимость товара опускается только в валюте. Если пару лет назад за немецкую иномарку в базовой комплектации просили в салоне чуть больше 70 тыс. гривен, то нынче такая обойдется минимум в 95. Все поблажки «съест» чахнущая гривна.

А КАК У НИХ?

За границей народ мудрее

­В США нашли способ, как повысить интерес к авторынку. Гражданам предлагают менять старые машины на новые. Под это дело правительство даже выделяет субсидию в размере 3,5-4,5 тыс. долларов. Программа пользуется бешеным успехом.

Штатовский опыт уже переняли в Китае, Великобритании, Японии, а с января 2010-го пилотный проект стартует в России.

МНЕНИЕ 

Автокредиты в ближайшее время не подешевеют

- Объемы потребительских займов снижаются. Рост показывают только некоторые сегменты - автокредитование и кэш-кредиты, - считает руководитель информационно-аналитического центра компании FOREX CLUB Николай Ивченко. - Падения ставок по ним можно ожидать на 5-6% в течение ближайших 6-9 месяцев. На сегодня средняя в гривне составляет 27-28%, а до кризиса была 16-17%. На то, чтобы ставки достигли утраченного уровня, потребуется минимум два года.

КСТАТИ

За что придется доплатить

Страховой полис КАСКО - около 7% от стоимости авто в год.

Полис ОСАГО - около 300 грн. в год (покупать страховку, скорее всего, придется в той компании, которую вам навяжет кредитор).

Услуги нотариуса по оформлению залога - около 600 грн.

Поставить на учет -  3-6 тыс. грн.

Требования к заемщику:

  • «белая» зарплата;
  • платеж по кредиту не должен превышать 40% от ежемесячного дохода;
  • первоначальный взнос - 50% от стоимости авто;
  • приветствуется недвижимость в качестве залога и поручители.

Необходимые документы:

  • Ксерокопия паспорта (вашего и супруга/супруги);
  • Идентификационный код  (ваш и супруга/супруги);
  • Свидетельство о заключении брака. Если вы в разводе - документ о разрыве брака;
  • Справка о зарплате за последние полгода с указанием занимаемой должности.