Сегодня специалисты заговорили о том, что население начало доверять банкам. В НБУ даже заявили, что приток средств на банковские депозиты в мае составил 2,2 млрд грн. Наверное, это первая хорошая новость за весь период кризиса. Не исключено, что сейчас население начнет возвращать свои средства в банки. Как же выбрать более или менее надежный и удобный банк?
ДЛЯ ДЕПОЗИТОВ
Если вы решили доверить свои деньги банку и положить их на депозит, то эксперты не советуют заключать долгосрочный договор. Чем короче срок вклада, тем больше у вас шансов забрать свои деньги в случае очередного витка финансового кризиса или перевести их из одной валюты в другую, если курс гривны снова начнет резко расти или падать. Сегодня самыми популярными являются депозиты сроком на 1 месяц и универсальные вклады, когда клиент может свободно снимать и вносить деньги на счет. Процентные ставки в этом случае меньше, чем у вкладов на длительный срок, но, как говорят экономисты, во время кризиса важно не заработать, а как можно меньше потерять.
Мы не будем рассуждать, какие банки надежнее, крупные или мелкие, украинские или зарубежные. Слишком много факторов влияет на устойчивость того или иного финучреждения. Но некоторые советы одинаково хорошо подойдут для оценки любого из них.
Если говорить о надежности, то, естественно, не стоит доверять тем банкам, у которых слишком высокие ставки по депозитам. У вас должно появиться как минимум подозрение, если финансисты пытаются привлечь ваши деньги на слишком выгодных условиях.
Второй тревожный момент - это проблемы с проведением платежей по счетам юридических лиц. Естественно, о них нелегко узнать, но если у вас есть Интернет, то, просмотрев форумы нескольких специализированных финансовых сайтов, можно разобраться в ситуации с прохождением денег через тот или иной банк. Руководители и бухгалтеры коммерческих фирм часто предупреждают своих коллег, чтобы те не перечисляли им средства на счет в пошатнувшемся банке. Поэтому, «прошерстив» Интернет, можно составить более или менее объективную картину происходящего в том или ином финучреждении.
Еще одним критерием надежности финансового положения банка будет подтверждение досрочной выдачи депозитов населению. Ведь Нацбанк фактически запретил банкам прикрываться осенним мораторием. Позвоните в службу поддержки и представьтесь клиентом - если банк сразу же готов выдавать вам деньги, то это свидетельствует о его стабильности.
ДЛЯ ТЕКУЩИХ СЧЕТОВ
Если вы выбираете банк для получения зарплаты или зачисления прочих текущих платежей, то нелишним будет сделать все вышеописанные действия. К тому же оцените сеть отделений и банкоматов. Интересно, что в связи с кризисом многие банки сократили время работы отделений - работают только с понедельника по пятницу с 9.00 до 17.00. Иногда это крайне неудобно.
Что касается банкоматов, то проверьте, как часто они наполнены деньгами и работают ли вообще. Проще всего это делать в крупных торговых центрах, где при входе расположены до десяти аппаратов различных банков. Дело в том, что в связи с денежными трудностями некоторые финучреждения сократили персонал технических служб, и те попросту не успевают заправлять банкоматы деньгами и устранять сбой системы. Поэтому табличка «Банкомат временно не работает» должна стать для вас предупреждением, что со снятием наличных могут возникнуть проблемы.
Узнайте в службе поддержки также о лимитах на снятие наличных и максимальном объеме платежей в торговой сети. Не слишком приятно будет узнать на кассе в супермаркете, что вы не можете расплатиться за все выбранные в торговом зале товары.
Нелишним будет узнать и тарифы, которые банк устанавливает за проведение платежей и расчетно-кассовое обслуживание. Согласитесь, обидно терять по нескольку гривен на каждой платежке.
ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ПЕНСИЙ
Одними из самых осторожных клиентов остаются пенсионеры. Пережив период застоя, перестройку, бурные девяностые и осенний кризис, когда очереди за пенсиями в некоторые финучреждения занимались в 6 утра, они меньше всех доверяют банковской системе. Поэтому вряд ли многие из них бросятся сейчас переводить свои пенсионные счета из почтовых отделений назад в банки. Но если их банк все-таки выстоял во время кризиса, то клиентов у него может прибавиться. Нет ничего лучше, чем личное впечатление, которое складывается у пожилых клиентов. Как говорят специалисты, сами пенсионеры выбирают банковское учреждение для получения своих пенсий прежде всего из-за качества обслуживания и удобства расположения отделений.
- 30 тысяч пенсионеров, которые выбрали для обслуживания наш банк, в первую очередь обращают внимание на своевременность перечислений своих денег, наличие широкой сети банкоматов и уважительное отношение к ним банковского персонала, - уверен заместитель начальника центра корпоративных связей Укргазбанка Евгений Молчанский. - Несмотря на то что наш банк предлагает хорошие процентные начисления на остаток на карточном счете, а также неплохое вознаграждение от потраченной суммы в торговой сети или аптеке, пенсионеры прежде всего ценят внимание сотрудников банка и пунктуальность ежемесячного получения своих денег.
КСТАТИ
На что не стоит обращать внимания
В БАНКЕ ПРОШЛА ВОЛНА СОКРАЩЕНИЙ
Практически все финучреждения после начала кризиса сократили часть сотрудников. Это произошло по объективным причинам, ведь большинство из них полностью свернули кредитование, а значит, надобность в большом количестве кредитных специалистов отпала.
ЗАКРЫВАЕТСЯ ФИЛИАЛ ИЛИ ОТДЕЛЕНИЕ
В этом тоже нет ничего страшного. Сегодня многие банки объявили о так называемой реструктуризации сети филиалов. Ранее в условиях дефицита торговых площадей и наличия амбициозных планов по развитию некоторые из них открывали по два, а то и три отделения на одной улице. Как говорится, пытались застолбить территорию. Теперь, проанализировав свои траты, они отказываются от лишних отделений и экономят на этом деньги вкладчиков.