Кабмин дал продавцам два месяца на реализацию незаконно ввезенных в Украину мобильных телефонов. После окончания переходного срока продать контрабандные телефоны будет невозможно. По крайней мере так заявил первый вице-премьер-министр Украины Александр Турчинов.
Если учесть, что с каждого незаконно ввезенного телефона не уплачивается 15 евро налога, то несложно подсчитать, что 6-7 миллионов нелегальных телефонов, которые продаются в стране ежегодно, могли бы пополнить бюджет почти на 100 млн евро, или 1 миллиард гривен.
С другой стороны, эти 15 евро, или 150 гривен, будут заложены в цену телефона. Правда, только официально ввезенного. Впрочем, продавцы мобильных телефонов не верят, что с прилавков исчезнет контрабандный товар.
- Контрабанда есть во всех странах, - говорит владелец одного из интернет-магазинов Вячеслав. - Пойдите на столичный радиорынок, там 90 процентов товара - контрабанда или вовсе ворованное. Много «серых» телефонов и в интернет-магазинах. Если через два месяца введут запрет на продажу немаркированных мобильных телефонов или не внесенных в специальную базу, то на четверть подорожают официальные трубки, а «серые» поднимутся в цене не более чем на 10 процентов. Я сомневаюсь, что операторы сотовой связи пойдут на то, чтобы отключать от сети контрабандные телефоны, чей номер не внесен в базу данных. Ведь могут пострадать и те, кто ввез телефон для себя.
Действительно, неизвестно, как быть тем людям, которые купили за границей те модели телефонов, которые в Украине и вовсе не продаются. Например, с телефоном Iphone, который официально не завозится в страну, был замечен даже президент. Хотя обвинять его в нарушении законов нельзя, ведь, согласно даже новым таможенным правилам, граждане официально могут ввозить в Украину два мобильника.
Между тем повышение цен, особенно во время финансового кризиса, заставит людей реже обновлять свои мобилки. Согласно недавним исследованиям, срок службы мобильных телефонов в Украине растет: более 60 процентов их владельцев, живущих в крупных городах, меняют трубки реже, чем раз в два года. Хотя несколько лет назад этот интервал составлял год-полтора.