В понедельник бакс преодолел очередной психологический барьер. За один «зеленый» в обменниках просили до 9,2 гривны. На межбанке брали на 20 копеек дешевле. По мнению главы наблюдательного совета Нацбанка, курс вырос за выходные, когда НБУ не выходил с валютными предложениями, следовательно, он подорожал из-за спекулятивных настроений. Однако у банкиров на сей счет другое мнение.
- Падение доллара произошло из-за того, что Нацбанк сокращает свои валютные интервенции, - считает председатель правления «БГ Банка» Константин ПОЛОСКОВ. - Весь январь-февраль он полностью покрывал разницу между спросом и предложением на иностранную валюту…
Финансовый эксперт Николай ИВЧЕНКО говорит, что для поддержания гривны не хватает денег по той причине, что Украина не увидела второго транша от МВФ.
- Сейчас НБУ старается выполнять все требования международных кредиторов. Но для получения остальной суммы кредита правительство должно пересмотреть бюджет, - отмечает специалист.
Таким образом, на сегодня основными негативными факторами называют нежелание Кабмина пересматривать бюджетные показатели и еще то, что Минфин остался без своего главы. Причем вопрос с отставкой Владимира Стельмаха с должности пока не решен, значит, некому договариваться и с МВФ. До недавних пор, по мнению экспертов, отечественную валюту удерживал только НБУ, чьи запасы далеко не безграничны. В его «закромах» остается около 2,5 млрд долларов, а в целом с начала года на поддержание гривны потрачено более 3 млрд.
Замглавы Секретариата президента Александр ШЛАПАК убеждает, что нынешний курс в 9 гривен за один «зеленый» не обоснован. Впрочем, подобными заявлениями чиновники «заклинают» гривну от падения с середины осени, но пока крайне неудачно.
Зато банковский сектор винит в происходящем в первую очередь НБУ.
- Если ничего не изменится, не исключено, что в ближайший месяц доллар будет стоить больше 10 гривен, - говорит Константин Полосков. - Да, в случае возобновления Нацбанком интервенций он сумеет поддержать гривну. Но, с другой стороны, сейчас лучше было бы постепенно выводить курс на реальный уровень, и лишь после того как спрос и предложение на валюту уравновесятся, НБУ смог бы выйти на рынок с интервенциями или начать выкупать излишки инвалюты.