О законах офисного этикета рассказывает кандидат социологических наук, практикующий бизнес-тренер и автор нескольких книг Вера КОБЗЕВА.
Как вести себя с боссом в юбке
Ситуация 1.
Вы - молодой и преуспевающий менеджер - устроились в фирму, которой руководит женщина. Как наладить хорошие отношения с боссом и не переборщить с комплиментами?
Совет бизнес-тренера:
- Деловой этикет предполагает, что в офисе статус и должность гораздо важнее возраста и пола деловых партнеров. Мужчинам стоит общаться с женщинами как с коллегами, не подчеркивать их половую принадлежность, но при этом вести себя галантно, интеллигентно и внимательно. Запомните: настоящий ас должен демонстрировать на работе не личную привлекательность, а профессионализм.
Конечно, комплименты и в офисе, и на переговорах нужны. Лучше, если они будут касаться деловых качеств - пунктуальности, точности, красноречия, а не прически, украшений или телосложения. Этикет предписывает не увлекаться «сладкими песнями» и по возможности делать их во внерабочее время.
Ну, и самое главное - не воспринимайте дружелюбие и коммуникабельность начальницы как флирт. Настройтесь на деловой стиль общения - и вы избавите себя от массы сложностей.
Переходим на «ты»
Ситуация 2.
Вы - новичок и не знакомы со стилем общения, принятым в компании. Как зарекомендовать себя в коллективе? Обращаться к коллегам на «ты»?
Совет бизнес-тренера:
- В первые дни работы вам придется познакомиться с большим количеством людей. Ведите себя естественно, уверенно, дружелюбно, больше улыбайтесь. Обращайтесь к коллегам на «вы», если они захотят сократить дистанцию, то сами скажут об этом.
Запомните, что первыми младшие коллеги приветствуют более старших, мужчины - женщин, а подчиненные – начальников. А вот пожимать друг другу руки принято по-другому.
Первой подавать руку позволено даме. Если она этого не сделала, этикет не советует мужчине здороваться с ней за руку.
И еще: если вы появились на планерке или совещании позже остальных, необходимо первым здороваться с присутствующими. Собрались уходить раньше - первым попрощайтесь.
Не стесняйтесь задавать вопросы о принятых в компании нормах поведения, особенностях корпоративной культуры. Лучше всего обращаться в отдел кадров или к руководителю отдела. Причем сделать это стоит как можно быстрее, чтобы по незнанию не попасть в глупую ситуацию.
Вечеринка на рабочем месте
Ситуация 3.
В вашей жизни произошло знаменательное событие - день рождения, свадьба, покупка квартиры... Отмечать это событие в кругу коллег?
Совет бизнес-тренера:
- Все зависит от того, каков стиль корпоративной культуры, принятый в компании, каковы традиции и нормы поведения сотрудников. Если вы работаете недавно, поговорите на эту тему с более опытными коллегами, согласуйте идею с начальством. Разумеется, ничего предосудительного в том, что вы хотите разделить свою радость с коллективом, нет. Правда, закатывать вечеринки стоит после окончания рабочего дня и не затягивать празднества до полуночи, чтобы на следующий день ваши коллеги были в трудоспособном состоянии и не сорвали работу фирмы.
Если накрывать стол в офисе не принято, пригласите нескольких, самых близких коллег или, если хватит денег, весь отдел в кафе или ресторан.
Сотовый в офисе раздражает?
Ситуация 4.
Ваш мобильник не смолкает ни на минуту. Звонок из фитнес-клуба напоминает о предстоящей тренировке, а сын не может справиться с уроками. Позволительно ли разговаривать в офисе по сотовому телефону?
Совет бизнес-тренера:
- Посторонние шумы отвлекают и нервируют окружающих. Многие из-за этого не могут сосредоточиться, совершают ошибки. Поэтому ставьте телефон на вибровызов или беззвучный режим. Находясь в офисе, сведите разговоры по мобильнику к минимуму, тем более если они не касаются работы. Если ответить на звонок необходимо, выходите из кабинета.
Кому привезти подарки из отпуска
Ситуация 5.
Вы провели каникулы на экзотических островах и накупили там кучу сувениров. Уместно ли вручить коллегам и начальству маленькие презенты?
Совет бизнес-тренера:
- Время от времени радовать деловых партнеров или коллег не менее важно, чем поздравлять друзей и родственников. Деловой этикет советует: не забывайте, что главная цель подарка - продемонстрировать доброе отношение и уважение к людям, заинтересованность в общении с ними, а вовсе не обязать принимающего сделать для вас что-нибудь полезное. Именно поэтому презент должен быть:
а) не очень дорогим,
б) красиво упакованным.
Адресовать сюрпризы стоит коллегам, подчиненным, клиентам, деловым партнерам, заказчикам, обслуживающему персоналу. А вот вручать подарки начальству не нужно. Единственное исключение - крупные события в жизни босса: например, день рождения, бракосочетание, рождение ребенка и т. д.
Подарок будет выглядеть уместным еще в одном случае: вы с боссом знакомы давно и общаетесь практически на равных. Лучше всего преподнести деловой сувенир, какое-нибудь украшение для рабочего стола или кабинета.