25 декабря
Загрузить еще

Нужно ли переучивать левшу?

В последнее время ребят, у которых левая рука - ведущая, становится все больше. И все больше в почте «КП» писем от родителей на эту тему. Сегодня на ваши вопросы отвечают нейропсихологи Екатерина Лебедева и Галина Морозова.

В детском саду сказали, что мой сын - левша и его надо лечить. А я никогда не замечала, чтобы он отдавал предпочтение левой руке, да и у нас в семье никогда не было левшей. Что делать?

Инга Петрова, мама 4-летнего Саши.

- На самом деле есть несколько видов левшества, принципиально разных по своему происхождению. Только зная эти различия, можно грамотно подобрать профилактическую и развивающую программу для ребенка. Различают естественное, генетически передаваемое левшество и леворукость. Первое значит, что ведущую роль в работе мозга берет на себя правое полушарие и это соответствует определенному устойчивому типу работы нервной системы и головного мозга.

Леворукость же предполагает активное использование левой руки временно или навсегда. Причиной этого могут быть родовая травма, особенности развития и даже воспитания. По мере роста ребенка и активизации работы левого полушария у таких детей может произойти «волшебное превращение» левши в правшу.

Так что сначала нужно разобраться, что стало причиной того, что ребенок иногда берет ложку или карандаш в левую руку.

Воспитатель в детском саду пугает тем, что моему внуку будет трудно учиться в обычной школе и его нужно отдавать в специализированную. Так как он левша, у него появятся проблемы с письменным русским языком. Так ли это?

Зинаида Савельевна, бабушка пятилетнего Гоши.

- Увы, вся система образования в нашей стране рассчитана на праворуких. Обучение письму, грамоте предусматривает жесткие требования - класть тетрадь горизонтально с небольшим наклоном, держать ручку определенным образом. Это мешает детям-неправшам полноценно развиваться, нарушается усвоение информации, происходит искажение почерка, возникают грамматические ошибки.

Часто такие дети в начале освоения навыков письма изображают буквы и цифры зеркально («Е» - «З», «Я» - «К» или «В», «6» - «3» или «9»).

Часто у левшей происходит задержка речевого развития, неправильное произношение звуков. Не переучивайте ребенка-левшу! И не позволяйте этого делать взрослым - учителям, воспитателям, родственникам! «Рукость» нельзя изменять по своему усмотрению - любое вмешательство в работу мозга, тем более в раннем возрасте, приводит к непредсказуемым последствиям, которые могут проявиться не сразу, а через несколько лет. Бороться с ними будет очень сложно не только специалистам, но и самому ребенку.

Просто не старайтесь подогнать ребенка под общеизвестные правила: пусть он делает все той рукой, какой ему удобнее. Лучше при рисовании, игре давать ему игрушки в обе руки, развивая и правую, и левую.

Часто у детей-левшей, которых упорно переучивали, развиваются невротические реакции и неврозы. Признаками этих нежелательных явлений могут быть: нарушения сна и аппетита, головные боли, боли в животе, страхи, дневной и ночной энурез, заикание, тики, навязчивые движения, повышенная возбудимость, раздражительность. Могут возникнуть укачивание в транспорте, повышенная чувствительность к жаре, духоте, запахам, длительное беспокойство, неусидчивость, вялость, заторможенность, ухудшение зрения и даже бронхиальная астма.

Поэтому просто объясняйте сейчас ребенку: в том, что он не такой, как все, нет ничего плохого. Пусть он будет уверен в себе. А когда придет время учебы, поговорите с учительницей, предупредите ее об особенностях ребенка и попросите при проведении занятий их учитывать.

Дочь невнимательна, неусидчива, плохо учится. В школе говорят, что это из-за того, что она левша. А какая связь?

Светлана Петровна, дочери 11 лет.

- То, какая рука (глаз, ухо, нога) у человека ведущая, определяет головной мозг. Правой половиной тела управляет левое полушарие мозга. Левой, наоборот, правое. Каждое полушарие имеет свои особенности и несет определенные функции. Считается, что левши больше склонны к гуманитарным наукам, а правши - к точным; левши более мечтательны и часто острее воспринимают проблемы; мыслят образами, вникают в проблему быстрее, поиск решения ведут интуитивно, а не изучают ее последовательно, по частям, как правши. Леворукие часто отличаются яркой индивидуальностью, артистическими способностями, очень хорошо проявляют себя в искусстве.

До недавнего времени многие детские трудности было нелегко объяснить, и поэтому их игнорировали. Сейчас есть методы нейропсихологической диагностики, которые позволяют разработать коррекционные программы, которые помогут ребятам найти себя, в учебе догнать, а то и перегнать сверстников.

РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ

Что поможет вашему малышу чувствовать себя свободнее

Прошли времена, когда мамы и папы ребят-левшей с ужасом смотрели, как ребенок выворачивает руку, чтобы написать слово неудобной «праворукой» ручкой. Специальные компании производят десятки полезных для таких ребят вещей.

Ручки

Их особенность в том, что выемка на корпусе расположена так, что рука «ложится» правильно, занимая удобное положение. Не нужно напрягать кисть, чтобы водить такой ручкой по бумаге.

В таком же стиле выполнены карандаши и фломастеры для левшей.

Линейки

В них шкала написана «наоборот» - не справа налево, а слева направо. Так удобнее.

Ножницы

Кольцо для захвата сделано под левую руку. Оно побольше.

Точилки

В них лезвие с левой заточкой. Ребенок держит точилку в правой руке, а карандаш - в левой. Вращательные движения кистью совершаются «от себя», что правильно и удобно.

ЦИФРЫ

В 1930-е годы в Великобритании насчитывалось около 3% левшей, к 1950-м годам их стало около 5%, а сейчас примерно каждый десятый англичанин - левша. В России точных подсчетов не проводится, но ученые считают, что такая же тенденция свойственна и нашей стране.