Загрузить еще

Названый брат Леонида Черновецкого Евгений Прокофьев: «Леню я узнал сразу, как увидел. Вылитый батя!»

Названый брат Леонида Черновецкого Евгений Прокофьев: «Леню я узнал сразу, как увидел. Вылитый батя!»
Фото: Названый брат Черновецкого Евгений Прокофьев.

Увидев, как под надзором сразу нескольких телохранителей из машины вышел Леонид Черновецкий (тогда еще не мэр Киева, а лидер Христианско-либеральной партии Украины), подумали - приехал народ агитировать. Но политик искал глазами лишь одного человека - своего названого брата, которого ни разу в жизни не видел…

Отец нынешнего столичного градоначальника Михаил Черновецкий после разрыва с его матерью женился на Евдокии Прокофьевой с Харьковщины и вырастил как родного ее сына Евгения.

«ОТЧИМ БЫЛ САМЫМ ЛУЧШИМ ОТЦОМ НА СВЕТЕ»

В начале 50-х годов инженер-экономист, выпускник Харьковского института коммунального хозяйства Михаил Черновецкий получил направление в город Сокаль Львовской области. Там он познакомился с молоденькой Дусей, которая приехала погостить к своей куме. Высокий, статный, образованный - Евдокия влюбилась в Михаила с первого взгляда. Ее муж погиб на фронте. В одиночку она поднимала на ноги сынишку Женю, и мужское плечо было ей просто необходимо. 

- Отчим появился в нашем доме, когда я уже ходил в шестой класс, - вспоминает сейчас уже пенсионер Евгений Прокофьев. - Мы жили на Харьковщине, но вскоре переехали в Вольногорск Днепропетровской области. Тут батя устроился на маленькую фабрику, где разрабатывали урановую руду. Пристроил туда и меня. Ведь в восьмой класс вечерней школы брали только рабочих.

Спустя пару лет Михаил Ильич решил, что жить дальше в Вольногорске опасно для здоровья. Специальная комиссия установила, что город буквально погряз в пепле от урановой руды. И вместе с семьей перебрался в Крым, где им дали квартиру в поселке Красногвардейское. Уже оттуда Евгений ушел в армию.

Михаил Черновецкий с Евдокией - матерью Евгения Прокофьева.

- Помню, так расстроился, что из-за работы батя не смог проводить меня на поезд. Они с матерью утку жареную мне в вагон передали. А после службы вернулся к родителям, вместе с батей строил Северо-Крымский канал.

Фамилия у Евгения Евгеньевича - Прокофьев. Отчим не переписал его на свою, потому что не видел в этом необходимости. Тем более что первого мужа Дуня любила, а своего родного отца Женя в глаза не видел.

- Но меня все в округе всегда Черновецким звали! Отчим был самым лучшим отцом на свете, - утирая слезы, вспоминает 67-летний Евгений Евгеньевич. - К другим родные отцы так не относятся, как Михаил Ильич ко мне. Я его только батей называл.

После свадьбы Евгений с супругой переехали на съемную квартиру, но после рождения дочери семья распалась, и Прокофьев вернулся к родителям. 

- Михаил Ильич к тому времени нашел работу на Севере, - продолжает пенсионер. - Позже и мы с мамой к нему переехали. Конечно, жизнь за полярным кругом несладкая. Батя по-прежнему трудился экономистом - в Лабытнангах. В начале 70-х он поехал в отпуск в Крым и там подхватил желтуху. По возвращении попал в больницу в Салехарде. А когда я приехал его навестить, снял с руки часы и говорит: возьми, мол, хочу, чтоб это тебе осталось. И умер.

УПРОСИЛ НЕ ЗАБИРАТЬ ПРАХ В КИЕВ

Первая встреча братьев - Евгения и Леонида - состоялась в 2004-м.

- Дочка принесла мне газету, где было интервью с Леней, - говорит Евгений Прокофьев. - Он тогда еще не был мэром. И там он рассказывал, что практически не знал родного отца, что родители разошлись почти сразу после его рождения и что он ищет его могилу.

Писать или звонить известному политику «дальний родственник» не решился. За него это сделал племянник.

- Уж не знаю, чего они там в письме ему написали… Я вообще запрещал это делать. Подумает еще, что мне от него деньги нужны, - сетует наш собеседник. - А я не привык просить у кого-то, всегда сам зарабатывал.

На самом деле деньги Евгению были тогда ой как нужны. Пенсионер страдает от сердечной недостаточности. Врачи несколько раз предупреждали, что пора ложиться на операцию, но какое может быть серьезное лечение при пенсии в 970 гривен… 

Маленький Леонид Черновецкий. Такого фото в семейном архиве столичного градоначальника не было.

- Леню я узнал сразу, - вспоминает названый брат. - Вылитый батя! Только росточком пониже будет. И нос с горбинкой - последствия занятий боксом. Обнялись, поцеловались. Я хоть и старший, но куда мне до него. Он человек публичный, богатый, с охраной ходит. Охранники весь подъезд прочесали перед тем, как он туда вошел. А я скромно живу, у меня ничего такого нет. Только ворох старых фотографий, где батя с мамкой.

Черновецкий, чтобы ни слова не упустить, весь разговор с братом на диктофон писал. А на фото даже себя отыскал маленького. Оказалось, первое время после разрыва мать Леонида Михайловича Прасковья посылала ему фотографии сына. А он ей - алименты.

- Выяснилось, что у Лени таких фото нет, - улыбается Евгений. - Мы еще посидели немного и поехали на кладбище. Помянули отца, потом Леня с сыном Степаном попросил оставить их. Походили, на оградку посмотрели, которую я собственноручно сварил, на памятник и решили, что заберут прах Михаила Ильича в Киев! Я чуть в обморок не упал. Ну как же такое возможно?! Ведь мама моя рядом с батей похоронена, их нельзя разделять. И потом - зачем тревожить память усопшего? Я Леню очень просил не делать этого, и он передумал.

С кладбища Черновецкий сразу поспешил в аэропорт. Даже рыбу, которую родные пенсионера нажарили специально к приезду дорогого гостя, пробовать не стал. Но деньгами обещал помочь.

И помог. Евгения Евгеньевича прооперировали в кардиологическом центре в Симферополе лучшие врачи. Все лечение оплатил Черновецкий. И сейчас продолжает присылать брату деньги.

- Я ему безмерно благодарен, - говорит пенсионер. - Он ведь совсем не обязан делать это. Тем более что его отец всю жизнь прожил с нами. А про Леню хоть и говорят, что он странный, Космосом называют, на самом деле он очень добрый. Не пьет, не курит, спортом занимается, в церковь ходит.

Кстати, в Днепропетровске у него есть дядька Исаак - родной брат Михаила Ильича. Мы с семьей часто у него гостили. Летом он к нам в Крым приезжал. Табличку на памятник отчима именно Исаак сделал. А Леня не знал его совсем. А теперь вот в один миг отыскал всех родных.

КСТАТИ

«Хочу прочитать книгу Лени «Как стать миллионером». Может, что-нибудь полезное для себя почерпну…»

Тесного общения с братом, какого бы хотелось Евгению, увы, не вышло.

- Леню не застанешь никогда, он человек очень занятой, - вздыхает брат. - Иногда так хочется позвонить ему, поговорить по душам, но дома он не сидит, а мобильным я пользоваться не умею. Так что мы звоним ему, только когда деньги приходят, мол, получили, спасибо.

- А вы к Леониду Михайловичу в Киев не ездили погостить?

- Нет. Да он и не приглашал. Я понимаю - некогда ему со мной возиться. А сам не поеду. Знаете, есть поговорка: «Незваный гость хуже татарина».

- Ну хоть с днем рождения друг друга поздравляете?

- Он меня нет. А я его поздравляю. У него, кстати, скоро уже будет - 25 ноября. Но по телефону не звоню - по старинке телеграмму посылаю.

- Вы читали книги Леонида Михайловича? Он ведь уже скоро третью выпустит…

- К сожалению, не читал. У нас в поселке таких не продают. Я бы очень хотел почитать его книгу «Как стать миллионером», может быть, что-нибудь полезное для себя почерпну…

- Как старший брат, какой вы можете дать совет Леониду?

- Не думаю, что он нуждается в советах. Но мне кажется, не надо выставлять напоказ свою личную жизнь. Он молодец, что спортом занимается, семью любит, но люди ценят человека за результаты его работы.   

Фотогалерея