Украинский институт социальных исследований им. Яременко, проводивший один из шести эксит-поллов 17 января по заказу еженедельника «Аргументы и Факты» в Украине», задавал избирателям не только вопрос о том, кому из кандидатов в президенты они отдали предпочтение. Социологи также собирали данные о голосовании во втором туре, образовании и месте жительства опрошенных.
Сейчас, когда итоги первого тура предварительно подсчитаны (кстати, официальные данные достаточно точно совпали с результатами эксит-полла), по данным социологов можно составить портрет избирателей, голосовавших за того или иного политика.
«Ядерные» лидеры
Оба политика, прошедшие во второй тур, отличаются не только тем, что собрали наибольшее число голосов. Еще одно их общее качество в том, что большое количество избирателей, голосовавших за них, утверждают, что всегда поддерживали именно этих политиков. У Януковича верных сторонников, не менявших своего решения, 84%. У Тимошенко их немного меньше - 78%. Такое высокое количество постоянных избирателей (их еще называют «электоральным ядром») обеспечит и Януковичу, и Тимошенко стабильно высокий процент голосов на любых выборах в ближайшем будущем.
За время избирательной кампании Януковичу удалось привлечь на свою сторону 12% от общего числа его избирателей. Постерами «Вона - це Україна» на сторону Юлии Владимировны за время кампании удалось привлечь 15%.
Кстати, рекорд в смысле предвыборного рекрутинга принадлежит «новым» политикам. Арсений Яценюк только за последний месяц до выборов привлек 12% своих избирателей, за последнюю неделю до выборов - еще 8%, а в последний перед голосованием день - 5%. Всего же за время избирательной кампании он склонил на свою сторону 58% собственного электората. Примерно такая же картина у Сергея Тигипко - 69% его избирателей сделали свой выбор во время предвыборной гонки. Это закономерно: в обществе очень много людей, которым политика набила оскомину. Раздумывая, за кого голосовать, они в первую очередь обратили внимание на кандидатов нового поколения, в том числе на самого молодого - Яценюка.
За кого пошли работяги и домохозяйки
Самый высокий процент избирателей с полным высшим образованием в электоральной группе Анатолия Гриценко - 51%. Это абсолютный рекорд - у большинства кандидатов процент избирателей с высшим образованием колеблется на уровне 30-35%. Лишь Тигипко удалось подобраться к «первому непроходному» - за него проголосовали 43% людей с полным высшим.
А вот явный перевес людей со средним и неполным средним у Петра Симоненко - в его электоральной группе таких 55%. Лидер коммунистов лидирует и по ряду других критериев: например, 53% его избирателей - люди старше 60 лет; 23% - русские (самый высокий процент среди всех кандидатов, меньше даже у Януковича - 22%)…
К слову, самая молодая аудитория, естественно, у «новых» политиков. Среди голосовавших за Сергея Тигипко 27% людей в возрасте 18-29 лет, у Яценюка - 26%. Консервативная пожилая аудитория (от 60 и старше) голосовала за этих кандидатов неохотно - 12 и 19 процентов соответственно, самые низкие показатели…
КСТАТИ
Другие интересные моменты
Больше всего селян - в электоральной группе Виктора Ющенко (33%). У Литвина - лидера Селянской партии - их меньше (25%). Не понравился сельским жителям Сергей Тигипко (11%).
В начале избирательной кампании Сергею Тигипко пытались прилепить ярлык «президент домохозяек», подчеркивая тем самым, что за него проголосуют в основном женщины. Оказалось, это не так: женщин среди избирателей Тигипко лишь немногим больше половины - 52%. «За» Януковича проголосовали 54% женщин, «за» Тимошенко - 55. А вот мужчины предпочитали таких суровых кандидатов, как Гриценко (62%), Тягнибок (61%), Симоненко (55%) и Яценюк (52%).
2% избирателей, голосовавших в первом туре за Виктора Януковича, во втором… пойдут за Юлю. Имеются передумавшие и в «обратную сторону» - 1%.
В ходе эксит-полла по заказу «Аргументов и Фактов» в Украине» было опрошено 15 тысяч человек. Уровень отказов составил 24%. Полученные результаты репрезентативны на национальном уровне со статистической погрешностью, которая не превышает 2,2% для лидеров и 1,5% для остальных кандидатов.