На съемочной площадке (в зале исследовательского института «Энергосталь» на окраине города) сошлись сразу трое VIP-«актеров»: харьковский мэр Михаил Добкин, нардеп Нестор Шуфрич и бывший глава «Яблока» (а ныне - лидер Партии вольных демократов) Михаил Бродский. Политиков загримировали и нарядили в одежду 1930-х годов: строгие френчи, «шпалы» в петличках, галифе…
По задумке режиссера картины «Дау» Ильи Хржановского, непрофессиональные актеры должны были работать без сценария, а их поведение перед камерами он видел как чистой воды экспромт.
Политикам лишь изложили суть ситуации: Харьков, 1937 год, партийное собрание, на которое пригласили Льва Ландау и его коллег. Дело в том, что ученые ничем, кроме физики, заниматься не хотят, фактически саботируют подготовку к грядущей войне. Поэтому члены партии постановили почти половину харьковских ученых расстрелять. А выжившие физики после репрессий взялись за работу.
- Я вынужден был Добкину сделать замечание: как же он допустил, что у него в городе ученые устроили саботаж! - с удовольствием рассказывал «КП» Михаил Бродский, засветившийся в кадре в роли секретаря ЦК КПУ. - Я его дважды приговорил к расстрелу и сказал, что ему такую же меру нужно дать, что и физикам. А он мне в ответ написал на бумажке: «Советский гад». (Хохочет.) А вообще я снимался в кино впервые и поначалу боялся, что будет какая-то провокация. Но идея оказалась очень хорошая. Огромные декорации, каждому из нас за полтора месяца до съемок пошили на заказ одежду и обувь. Правда, потом мой костюм пришлось срочно ушивать - я похудел на один размер!
Для Нестора Шуфрича роль наркома тяжелой промышленности - тоже кинодебют.
- Мне было интересно - ведь я играл человека, близкого мне по характеру, - но не совсем просто, - признался нардеп. - Мы сыграли столько дублей! И надеемся, что хоть что-то останется в фильме.
Что касается эпизода, в котором герой Бродского приговаривает Добкина к расстрелу, то слова «расстрелять» или «поставить к стенке» в итоге так и не прозвучали, выдал нам секрет Шуфрич.
- Мы с Михаилом Добкиным потом еще шутили, что Бродскому даже в кино нельзя давать власть, - смеется «нарком».
- Гонорар хороший пообещали?
- От гонорара я отказался. Максимум, что приму, так это одну гривну с автографами съемочной группы!
Самым скупым на воспоминания оказался харьковский мэр, исполнивший уже знакомую ему роль градоначальника, но только с поправкой на 80 лет, - первого секретаря харьковского горкома КПУ.
- Мне досталась роль скромная, - говорит Михаил Добкин. - Но на съемочной площадке я убедился, что актеры едят тяжелый хлеб.
По нашей информации, в фильме «Дау» засветился в эпизодической роли и зачастивший в последнее время в Украину известный российский сводник Петя Листерман. А еще узнали, что российские кинематографисты приволокли в огромный кабинет с овальным дубовым столом мешок с жареными семечками, которые политики-актеры с удовольствием лузгали.
Исполнительный продюссер фильма Галина Калинина сообщила, что съемки закончатся через год. А вот когда фильм выйдет на экран, она пока еще не знает.