Загрузить еще

10 шагов: выбираем школу для первоклашки

10 шагов: выбираем школу для первоклашки
Фото: Важно, чтобы в школе была полноценная столовая, а не скромный буфет.

Начнем с того, что само понятие "хорошая школа" не имеет точного определения. Для одних это школа советского образца (мы сами в такой учились и нормальными людьми выросли!), для других – это престижная школа (дети "приличных людей", первые места в рейтингах, очень высокие требования), третьи уверены что "хорошая школа" непременно предполагает суровую охрану, наличие бассейна, углубленное изучение языков и стопроцентную поступаемость. Для кого-то хорошая школа – это индивидуальный подход и психологический комфорт, а для кого-то - жесткая дисциплина и "железная рука".

Выбор подходящей школы – дело нелегкое, но затраченные усилия того стоят! Ведь если вы сделаете правильный выбор сегодня, то обеспечите не только своему ребенку, но и себе относительно спокойных и комфортных 11 лет жизни!

Итак, на что же обратить внимание при выборе школы для будущего первоклассника?

1. "ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ"

Казалось бы, определиться с "самой лучшей школой" проще простого, опираясь, например,  на рейтинги. Однако здесь есть немало подводных камней. Начнем с того, что практически все рейтинги составляются по формальным критериям. Важную роль в них играет быт, техническая оснащенность, преподавательский состав, победы учеников на конкурсах и олимпиадах, успешность сдачи ВНО. Однако регалии учителя вовсе не свидетельствуют о его отменных человеческих качествах, а победы отдельных учеников на олимпиадах не гарантируют высокого уровня образования.

Лучше всего о репутации школы вам расскажут отзывы детей, которые в ней учатся, и их родителей. Пообщавшись с большим количеством людей (в том числе и на форумах) вы сможете сложить первоначальное представление о плюсах и минусах не только выбранного вами учебного заведения, но и конкретного учителя. Кстати, расспросите "бывалых" родителей о их ребенке: если его темперамент совпадает с темпераментом вашего, сделанные выводы будут гораздо точнее.

2. МЕСТОРАСПОЛОЖЕНИЕ

Чем младше ребенок, тем важнее для него, чтобы школа была рядом с домом. Если все же вы выбрали школу подальше, но возить ребенка возможности нет, постарайтесь учесть как можно больше факторов. Например: насколько удобен общественный транспорт, есть ли светофор на наземном переходе, насколько безопасен и люден подземный переход и т.д.

3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Немаловажный момент – организация учебного процесса. Сколько дней в неделю учатся дети, количество уроков в день, есть ли вторая смена – все эти вопросы важны для любого ученика, а для первоклашки – тем более!

В некоторых школах нагрузка у первоклассников точно как в песне - "хуже института". Так, если по санитарным нормам "домашки" первоклашкам не должны задавать вообще (см. Родительское собрание от 21 февраля и сайт kp.ua), то в так называемых "сильных" школах малыши могут корпеть над уроками до позднего вечера. Поэтому такие учебные заведения категорически не подходят для ослабленных детей и тем более для малышей, имеющих хронические заболевания.

Узнайте, по каким программам обучаются дети. Лично мне больше по душе РО (Развивающее обучение), некоторые родители являются приверженцами программы "Росток", а многие предпочитают обычные программы без "новомодных течений".

4. ОПЛАТА

С платными школами все ясно: конкретную ежемесячную сумму можно узнать и в администрации, и на сайте учебного заведения.

Государственные школы считаются бесплатными, однако в реальности родители собирают на многочисленные нужды школы и класса в среднем от 50 до 300 грн. в месяц. Нередко все это оформляется в виде благотворительных взносов, которые, как известно, у нас являются добровольно-принудительными. Если вы хотите узнать об этом заранее, придется почерпнуть сведения у родителей учеников данной школы.

5. ПРОДЛЕНКА

Если оба родителя работают, хорошим выходом будет наличие группы продленного дня. Тем более, что "продленка" включает в себя не только присмотр за детьми, но и выполнение домашних заданий, обед, дополнительные занятия, кружки, спортивные секции, что очень удобно для работающих родителей.

6. ТЕРРИТОРИЯ

Обратите внимание на территорию школы. Например, проверьте, не валяются ли на ней использованные шприцы и не используется ли школьный двор и стадион как место для выгула собак со всех окрестных домов.

Если ребенку в школе комфортно, день проходит незаметно. 

7. АТМОСФЕРА

Нередко родители первым делом начинают выяснять, есть ли в школе компьютерный класс, в каком состоянии спортивный и актовый зал. Между тем для первоклашек гораздо большее значение имеет особый дух, именуемый школьной атмосферой. К сожалению, в некоторых школах атмосфера совершенно не располагает к получению знаний.

Итак, постарайтесь посетить школу на обычной школьной переменке и посмотрите, чем заняты первоклашки. В некоторых школах (как правило, в тех, где приветствуется школьное самоуправление) к ученикам младших классах приходят старшеклассники и играют с ними. Обратите внимание и на оформление классов, наличие ярких стендов и наглядных пособий.

Замечательно, если младшая школа хотя бы условно отделена от старшей – это является минимальной гарантией того, что первоклашка не станет жертвой школьной "дедовщины"..

8. ПИТАНИЕ

Моя соседка – учительница младших классов – советовала выбирать школу для дочери, ориентируясь исключительно на столовую. "Учителя везде одинаковые, - втолковывала мне она, - а пирожки лучше всего пекут в нашей школе! Так что даже не раздумывай!"

Так получилось, что моя дочь действительно училась в той самой школе с отличными пирожками, но… за 9 лет не зашла в столовую ни разу. Даже невзирая на бесплатные завтраки и действительно отменную выпечку.

Тем не менее, организация питания в школе – это тот аспект, на который знающие люди советуют непременно обращать внимание. Важно, чтобы полноценную столовую не заменял буфет, где нет ничего, кроме сладостей и подсохшей пиццы.

9. БЕЗОПАСНОСТЬ

Современные школы, как правило, охраняются, но, тем не менее, на безопасность стоит обратить особое внимание. Узнайте, каковы способы контроля за посещением детьми уроков. Уточните, насколько возможен вариант, чтобы учитель немедленно реагировал на отсутствие ребенка на уроке, например, тут же перезванивая родителям.

10. ЗНАКОМСТВО С УЧИТЕЛЕМ

Опытные родители считают, что для первоклассника нужно выбирать не столько школу, сколько первую учительницу, и они по-своему правы. Ведь с этим человеком ваш малыш будет проводить большую часть времени.

Познакомьтесь с учителем лично, обращая особое внимание на темперамент. Если у педагога быстрая речь и резкие движения, медлительному малышу будет здесь учиться очень тяжело. И наоборот, учительница-флегматик вряд ли придет в восторг от бурной деятельности гиперактивного ребенка.

Обязательно пообщайтесь с сегодняшними четвероклассниками, расспросите их, что им нравится в классе, а что – нет. Ведь именно их классные руководители будут набирать в следующем году первые классы.

КОМПЕТЕНТНО

 

"С ребенком нужно заниматься с самого рождения"

О том, что должен уметь будущий первоклашка и как понять, не рано ли идти ребенку в школу, мы побеседовали с директором киевской гимназии №153 им. Пушкина Еленой БАТАЛОВОЙ.

- Елена Львовна, даже от родителей тех, кто отдал своих малышей в школу вовремя, нередко приходится слышать слова сожаления: дескать, поторопились, надо было отдавать на год позже. Возможно, это происходит потому, что биологический возраст ребенка порой отличается от календарного?

- Действительно, такие ситуации – далеко не редкость. Дело в том, что каждый ребенок развивается по своей траектории, поэтому все очень индивидуально. Одни дети уже в 6 лет готовы посещать школу и физически, и психологически, а другие не готовы и в 6,5 лет. Существуют тесты для определения готовности к школе – их можно легко найти, в том числе и на сайте нашей гимназии.

В этом возрасте важно все – лексический запас, пространственное мышление, моторика рук. Именно поэтому многие школы проводят предварительные собеседования. Мамы и папы, часто ориентируясь исключительно на свидетельство о рождении, считают, что их ребенок к школе готов. Если же ребенок уже и читать умеет, у родителей не остается вообще никаких сомнений – пора! При этом на физическое состояние малыша часто вообще не обращают внимания. А ведь ребенок должен не просто высидеть получасовые занятия, а еще и удерживать внимание на протяжении 4-5 уроков в день.

- На что родителям стоит обращать внимание в первую очередь при выборе школы?

- Очень хорошо, когда школа находится радом с домом, поскольку малыши очень утомляются в дороге, тем более, если им приходится добираться общественным транспортом. Ребенок пока доехал до школы – уже устал. Да и после дороги обратно ему нужно будет некоторое время отдыхать.

Безусловно, очень важен первый учитель. Например, в ходе собеседований мы всегда спрашиваем родителей, какой стиль воспитания принят в семье – строгий или относительно демократичный. И уже наша задача сделать так, чтобы ребенок попал к учителю с таким же подходом к воспитательной работе. В этом случае малышу будет комфортно, и стресс от новой для него жизни в школе будет сведен к минимуму. Особенно это важно для детей, которые не посещали детский сад, и школа для них стала первым опытом работы в коллективе. 

Что касается направлений учебных заведений – гуманитарного или физмат – я бы в первом классе на это не ориентировалась. Со временем все может очень сильно измениться – начиная от места жительства и заканчивая интересами ребенка.

- Практика показывает, что родители будущих первоклашек зачастую учат детей не тому и не так. Что должен уметь 6-летний ребенок, чтобы родители могли с облегчением вздохнуть: к школе готов?

- Современные родители слишком большое значение придают тому, что ребенок умеет читать и считать, забывая о главном: ребенка нужно развивать. Причем делать это не в последние месяцы перед школой. Как говорил мудрец, если ребенку уже исполнился месяц, значит, вы опоздали с его воспитанием на месяц. Сейчас есть много логических игр, рассчитанных на самые разные возраста. И родителям нужно не лениться и заниматься с детьми с раннего детства. "Лишних знаний" не бывает! Даже если кажется, что конкретно эти знания не нужны и никогда не пригодятся, это не так: любой полученный навык нами используется, хотя иногда мы этого даже не замечаем. У нас же зачастую родители прямо перед школой решают "натаскать" малыша по какому-то направлению. Вынуждена разочаровать: ребенок, который нахватался за короткий период обрывочных знаний, пользуется устоявшимися навыками, поскольку новые знания еще не успели перейти в активный запас.

История 1. Отдавать ли на продленку "домашнего" ребенка?

- Дочка не ходила в детский сад – с ней сидела бабушка, - рассказывает мама 6-летней Марины. – К сожалению, со следующего года такой возможности не будет, поэтому ее придется отдать на продленку. Переживаю, сможет ли Маришка выдержать в школе целый день?

Комментарий специалиста:

- Если ребенок раньше никогда не ходил в детский сад, скорее всего, ему будет трудно выдержать постоянное присутствие вокруг себя чужих взрослых и сверстников, хотя, конечно, все очень индивидуально, - говорит психолог Оксана НАВРОЦКАЯ. -  Тем не менее очень рекомендую забирать ребенка сразу после уроков хотя бы первые две-три недели. Нет ничего невозможного: можно нанять няню, договориться с соседкой, в конце концов, взять отпуск на работе. Вполне вероятно, что в таком случае первый период адаптации для Марины пройдет благополучно, и потом она без проблем будет оставаться на продленке.

История 2. Драмкружок, кружок по фото, а еще нам петь охота!

- У нашего Дениса – "последнее лето детства", и не только потому, что он идет в первый класс, - говорит Олеся. – Решили с мужем, что с 1 сентября запишем его на каратэ, плавание, и, возможно, в музыкальную школу – у него абсолютный слух!

Комментарий специалиста:

- Одновременно начинать обучение малыша в школе и в кружках – будь то спортивные секции, музыкальная школа или курсы по изучению иностранных языков – крайне нежелательно, - говорит психолог Марина ДЕРКАЧ. - Первый класс – это тяжелое испытание и огромный стресс для каждого ребенка, поэтому дополнительные нагрузки необходимо сократить до минимума. Если же вы желаете всесторонне развивать ребенка, начните водить его на кружки за год до школы, либо, если время уже упущено, со второго класса. При этом отдавайте предпочтение спортивным секциям: малоподвижность – это бич современного общества.

История 3. Как понять молчуна?

- Артем у нас молчун – разговорить его и расспросить, как дела в садике практически невозможно, - рассказывает мама будущего первоклашки Оксана. – 1 сентября нам в первый класс, а я уже нервничаю. Боюсь, он не найдет общего языка ни с детьми, ни с учителем, а мы с мужем узнаем об этом последними!

Комментарий специалиста:

- Если малыш категорически отказывается посещать школу, время бить тревогу: адаптация пошла неправильно, - говорит психолог Марина ДЕРКАЧ. – Также об этом могут говорить и другие факторы: ребенок стал излишне беспокойным, плохо спит ночью, у него появились запинки в речи или навязчивые движения (покашливание, подергивание), настроение резко меняется, в движениях внезапно возникла либо заторможенность, либо чрезмерная активность. Также, если ребенку некомфортно, он нередко жалуется на головные боли, боли в животе или просто плохое самочувствие.  Заметив у ребенка вышеперечисленные признаки, для начала пересмотрите его режим дня: возможно, ежедневная нагрузка для него непомерна. Если здесь все нормально, проанализируйте взаимоотношения малыша со сверстниками и с учителями.

МНЕНИЕ

 

Марина КИНАХ: "Я – за полный рабочий день в младших классах"

- Если говорить о моих критериях выбора школы, то, прежде всего, это должна быть школа, которую я знаю, - рассказала "Комсомолке" президент детского фестиваля "Здоровье. Стиль. Мода", жена известного политика Марина КИНАХ. – Это может быть школа, где учились мои родители, я сама, старшие дети или, например, учебное заведение, с которым я сталкивалась по работе. Второй немаловажный момент – школа должна быть близко от дома, буквально в 2-3 кварталах. Мне кажется, что возить малыша каждый день через весь город даже на машине, пока он досыпает на заднем сидении, это жестоко. И, наконец, я – за полный рабочий день, по крайней мере, в младших классах. Наша дочка Софийка приходит в школу в 8.30, а уходит в 17.30. Там она не только учится, обедает, гуляет и делает уроки, но и посещает различные кружки. В нашей школе есть все: и спортивные секции, и танцы, и занятия по английскому. Также я бы посоветовала родителям при посещении школы познакомиться не только с учительницей, но и с медсестрой, зайти в столовую. Подходите к этому вопросу очень ответственно, ведь в идеале здесь ваш ребенок проведет 11 лет!

ВЗГЛЯД С ДРУГОЙ СТОРОНЫ

В "любимчиках" – целый класс!

 

Диана ГРИГОРЯН, 16 лет

Моя первая учительница Лариса Михайловна – замечательный человек, и один из лучших преподавателей, которых я знаю. Она очень добрая и спокойная, и даже к самым странным выходкам относится снисходительно и терпеливо. Лариса Михайловна научила меня многим вещам, за что я ей очень благодарна.

Помню, что в первом классе я совершенно не могла усидеть на месте – в прямом смысле слова. И она разрешила мне на всех уроках стоять, усадив (точнее, установив :) меня за парту в крайнем ряду возле окна, чтобы я не мешала другим детям смотреть на доску. Я стояла практически на всех уроках целых полгода, но учительницу это совершенно не смущало! При этом она категорически пресекла аналогичные попытки от моих одноклассников. И дело вовсе не в том, что, как сейчас подумали некоторые, я была ее "любимчиком". Просто она поняла, что я физически не могу усидеть на месте, а другие дети балуются.

Кстати, о любимчиках. Говорят, что они есть у каждого учителя. Так вот: у Ларисы Михайловны их либо не было, либо такими "любимчиками" был целый класс!

Мне, конечно, очень повезло с первой учительницей, но дело не только в везении. Я была гиперактивным ребенком, к тому же никогда не ходила в детский сад. И родители, опасаясь, что мне будет трудно адаптироваться к новым условиям, обошли несколько школ в поисках учителя, с которым мне будет интересно и комфортно. И нашли!

Мне кажется, что это действительно очень важно – отыскать хорошего первого учителя. Ведь именно от него зависит, каким будет отношение ребенка к школе всю жизнь.