Загрузить еще

Новосельцев уже тридцать лет любит Людмилу Прокофьевну

Новосельцев уже тридцать лет любит Людмилу Прокофьевну

Эту картину зрители обожают и сегодня: из мобильных телефонов в транспорте то и дело слышны музыкальные фрагменты из нее, а многие фразы персонажей стали крылатыми.

«Служебный роман» Эльдар Рязанов снял по пьесе Эмиля Брагинского в 1977 году. «Сослуживцы» успешно шли в 134 театрах Советского Союза! Уже в 1978 году экранизацию признали лидером проката: ее посмотрели около 60 миллионов человек. Попала лента и в зарубежные кинотеатры: так, англоязычному зрителю ее представили под названием Office romance («Офисный романс»). В 1979-м Алиса Фрейндлих и Андрей Мягков были названы лучшим актерами года. Государственные премии получили Лия Ахеджакова и Олег Басилашвили.

«Любовь прощает все»

Народная артистка России Светлана Немоляева, исполнившая в фильме роль влюбленной Оленьки Рыжовой, с удовольствием рассказала «КП» о событиях тридцатилетней давности.

- Я долго не снималась в кино, зато много играла в театре. Первым моим фильмом после большого перерыва стал «Служебный роман», так что, можно сказать, Рязанов сделал мне имя. Я изобразила такую обиженную и, как мне кажется, трогательную женщину. Хочется посочувствовать ей, пожалеть. Так с тех пор и повелось, что у Эльдара Рязанова я играла похожих персонажей. Супруга Гуськова в «Гараже» вправе кричать, плакать, стучать кулаком по столу, но на нее никто не обращает внимания. Это такой тип барышень, которые очень часто подвергаются всяким жизненным обидам и переживаниям, не могут за себя постоять.

- А как вы сами относитесь к служебным романам?

- В принципе мое отношение нормальное и уж никак не осуждающее. Какая разница, где именно разворачивается любовная история - в домашних условиях, курортном городке или на службе? Если люди любят друг друга, то не имеет никакого значения, холостые они или семейные, кто они: начальник с секретаршей, двое научных работников или артисты, занятые в одном спектакле или фильме. Любовь, в том числе и неразделенная, прощает все. Это я постаралась показать и через свою героиню. Ведь большинство воспринимает ее с неприязнью, правда? Мол, цепляется, дуреха, к начальнику, не дает проходу и никак не хочет понять, что она ему безразлична. Но я увидела в ней женщину, умеющую жить сердцем, просто задавленную серым бытом. Ей хочется любви, праздника.

Фрейндлих пришлось упрашивать

Эльдар Рязанов еще до начала съемок наметил исполнителей главных ролей. То, что Новосельцева и Калугину должны воплотить на экране Мягков и Фрейндлих, он даже не подвергал сомнению. Олег Басилашвили, узнав, что его утвердили играть неприятного Самохвалова, забастовал и попытался найти отговорку: «Эльдар Александрович! Я извелся от постоянных перелетов из Ленинграда в Москву и обратно. Ну какой из меня Самохвалов? Я же пожеван весь и помят!» Однако режиссер был непреклонен. Гримерам приходилось подолгу доводить до нужной кондиции уставшего Олега Валериановича, придавая ему лоск карьериста и интригана.

Что касается «мымры» Калугиной, то Рязанову просто снилась Алиса Фрейндлих в нелепых туфлях, огромных роговых очках и старомодном плаще. В Ленинград на домашний адрес актрисы была отправлена ценная бандероль с текстом пьесы и припиской режиссера: «Алисочка Бруновна, не откажите, умоляю! Прошу вас сыграть главную роль». И она согласилась.

Фрейндлих к тому времени уже зарекомендовала себя как великолепный мастер театральной сцены. В Ленсовет публика нередко ходила именно на нее. Поэтому, начиная съемки фильма, находчивый Рязанов прибегнул к целому ряду ухищрений, попытавшись построить картину так, чтобы максимально приблизиться к театральной специфике. На площадке постоянно работали три камеры: одна снимала героиню, вторая - героя, а третья - их обоих. Благодаря такому подходу можно было не дробить отснятый материал на кусочки, а репетировать большими сценами по 5-10 минут, что в кино делать не принято.

Ну и, конечно, замечательно удалось режиссеру передать настроение тогдашней Москвы. Зрители смогли вместе с любимыми героями прогуляться по Тверской и Неглинке, Хомяковской роще, Александровскому саду, увидеть домики и дворы, которых теперь уже нет.

КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ ИЗ ФИЛЬМА

«Труд облагораживает человека, и поэтому люди с удовольствием ходят на работу».

* * *

«Оклад у нее секретарский, а наряды сплошь заграничные».

* * *

«Да идите вы… в бухгалтерию!»

* * *

«Можно и зайца научить курить - нет ничего невозможного для человека с интеллектом!»

* * *

«Клубный пиджак для Дома культуры? Туда тоже можно!»

* * *

«У меня двое детей: мальчик… и тоже мальчик».

* * *

«Личные дела нужно решать без привлечения общественности».

* * *

«Я до пятидесяти не доживу: на вредной работе».

* * *

«Она знает дело, которым руководит. Такое тоже бывает».

* * *

«Пенсия на горизонте, а и она туда же - просто какая-то сексуальная революция».

КИНОЛЯПЫ

Проколы с «Волгой»

Внимательный зритель без труда разглядит в «Служебном романе» ряд нелепостей и ляпов. Например, на новое место работы Самохвалов приезжает на собственной «Волге». Выходит из автомобиля, запирает дверь на ключ и входит в здание, при этом оставляя окно в машине… почти полностью открытым.

Еще один промах допущен в сцене, когда Новосельцев садится за руль той же «Волги». В какой-то момент антенна на машине сложена, а когда в следующую секунду камера показывает «Волгу» с другой стороны, антенна оказывается вытянутой!

Кстати, мало кто знает о том, что Басилашвили в то время абсолютно не умел водить. Актера научили, как надо трогаться и останавливать, и этого оказалось достаточно, чтобы не приглашать дублера. Водительское удостоверение Олег Валерианович получил только в 1989 году, после покупки своего первого автомобиля «Жигули» ВАЗ-2106, когда ему исполнилось 55 лет!