Громкая операция украинских спецслужб « Энигма 2.0 » в сотрудничестве с правоохранителями Молдовы позволила предотвратить ряд покушений на известных военных, журналистов и общественных деятелей. Россия все время пытается проводить такие акты устрашения, но в большинстве случаев ей это не удается. Журналист Коротко про узнавал у бывшего сотрудника СБУ, а ныне военного эксперта Ивана Ступака, как враг пытается задействовать своих шпионов для этого и как украинские спецслужбы работают на опережение.
Главная приманка врага – это деньги
- Почему так много русских шпионов у нас, почему после четырех лет войны у нас находятся люди с пророссийскими взглядами, способные предать?
- Не всегда это люди с пророссийскими взглядами. В первую очередь, главная приманка – это деньги. Если россияне за эти террористические акции предлагают 100 тысяч долларов, то для многих людей это большие деньги, и здесь не важно, кто платит. Главное - сделать дело. А тем более если россияне после таких операций обещают вывезти за границу, то остается выполнить задачу, получить деньги, убежать и жить на широкую ногу за границей.
Кроме того, россияне ищут людей, недовольных властью. Среди них отдается предпочтение профессионалам того или иного дела, особенно военного. Чем сложнее заказ, тем более опытный человек им нужен. Тогда они ищут, на чем можно подойти к нему, на чем подловить. Например, какого-то человека уволили с руководящей должности, а они ему говорят: «Это несправедливо, а мы тебя ценим, и надо отомстить за то, что тебя уволили». И человек идет на это.
- Судя по потенциальным целям и тем, кого собирались убить, это должна быть масштабная террористическая акция, дестабилизирующая общество?
– Да, это оно. Россиян давно интересуют убийства на территории Украины. Потому что наши спецслужбы проводят спецоперации на территории России, а им не удается. Единственное, что они сделали за все время, - убили летом 2025-го полковника СБУ Ивана Воронича, который вел достаточно болезненное для россиян направление. Убийцы были затем ликвидированы, но потеря была болезненной для наших спецслужб. А больше им ничего не удалось. Поэтому, конечно, они искали возможности убить кого-то известного. То есть, будь это какой-то «ноунейм», то им это было бы не интересно. Здесь важно, чтобы была известна, громкая фамилия, чтобы это привело к определенным деструктивным действиям в украинском обществе.
- А какой цели они хотели добиться этими убийствами?
- Сатисфакции, по крайней мере для себя. Месть за удачные операции украинских спецслужб в России. А их было много. Потому что мы провели около 20 таких сделок на территории России, а они у нас только одну. Я думаю, что это их очень нервировало. Что, например, они могут проводить такие операции на территории Западной Европы (разведчики Александр Литвиненко и Сергей Скрипаль), а на территории Украины не могут.
- Вы сказали, что было 20 операций, напомните основные из них?
- Российский генерал Кириллов, который был взорван с помощью взрывного устройства зимой 2024 года, генерал Москалик, также был взорван, но уже весной 2025 года, покушение на генерала Алексеева зимой этого года, убийство депутата-предателя Кивы и многие другие.
- А мы какие-то российские спецоперации нейтрализовали в Украине?
- Ну, многое было предупреждено на этапе подготовки к взрывам, поджогам в людных местах. Многое было. Буквально каждый второй-третий день СБУ сообщает, что кого-то задержали.
Как правило, шпион имеет вполне легальный паспорт
- В чем главная сложность обнаружения и задержания вражеских шпионов для наших спецслужб?
- Выявить человека или группу людей, которые враждебно заезжают на территорию Украины. Что это за группа, кто им передает оружие/взрывчатку? Они ведь не приезжают сразу с ней на территорию Украины. Как правило, такой человек имеет вполне легальный паспорт, у него может быть гражданство Украины, и при пересечении границы не видно, с какой целью едет потенциальный шпион или диверсант. Он может быть иностранцем, аккредитованным как западная пресса с поддельной аккредитацией. Таких людей всегда сложно обнаружить.
- Как вы в целом оцениваете нашу операцию "Энигма 2.0"?
- Безусловно, она очень успешна. Ну, если предупредили заказное убийство, то столько усилий в Российской Федерации пошло прахом, сколько времени и денег было потрачено напрасно врагом? Они планировали эту операцию минимум 6 месяцев. И все пошло прахом. Плюс еще будут раскрыты некие дополнительные сети, какие-то дополнительные контакты русских шпионов. Это в любом случае всегда провал, и это для врага очень больно.
- А при чем здесь Молдова, в которой также были задержаны русские шпионы?
- Это самая удобная территория для их перемещения в Украину. Из России они въехать не могут, из Беларуси тоже. Из Западной Европы это тоже тяжело, потому что там они также могут быть обнаружены. А из Молдовы шпионам гораздо легче попасть в нашу страну.
- Какие рекомендации можете дать гражданам, чтобы минимизировать риск влияния внешних угроз?
- Первое и главное - если к вам обращается кто-нибудь в соцсетях с просьбой что-то сделать враждебное Украине, просто сразу игнорировать. Каким бы образом они себя ни позиционировали и к кому бы себя ни причисляли - НАБУ, СБУ, ЦРУ, что угодно. Не обращать внимания вообще, удалять и не общаться. Не заходить на русские паблики. Если вам пришла какая-то конкретная враждебная задача, то, конечно, сразу сообщить в Нацполицию или позвонить в СБУ, сообщить, что есть вот такое предложение.