Telegram в РФ под угрозой блокировки: как оставаться на связи с родными в оккупации

Зачем в РФ собираются затормозить популярный мессенджер и как этот запрет можно обойти.

LightRocket via Getty Image

В России пригрозили с 1 апреля замедлить – а это означает, что и заблокировать – мессенджер Telegram. В РФ долго точили зубы на непокорное детище Павла Дурова, якобы не желающее передавать российским спецслужбам данные пользователей. Поэтому «телегу» объявили особо опасной и начали всячески отрицать ее возможную блокировку, что обычно означает прямо противоположное. Коротко про – о том, почему это случилось и что делать.

И снова мобилизация

Почему под удар попал именно этот мессенджер? К нему у россиян набор стандартных претензий: не делится данными, не убирает «неправильные» посты, да и вообще – через него вербуют подростков взрывать релейные шкафы на железной дороге и распространяют хулу на главу государства. Поэтому – закрыть!

Пока же из самых интересных версий будущего потенциального закрытия «тележки»: Путин готовится объявить мобилизацию и блокирует телеграм как раз для того, чтобы избежать возможного социального недовольства.

В принципе, все логично: российская армия получает серьезный отлуп от ВСУ, и даже рапорты об «освобождении» донбасских поселков населением в 20-30 человек по состоянию на 2001 год не радуют. Продвижения у россиян практически нет, потери превысили число мобилизованных – чем не повод пополнить ряды «пушечного мяса»? А чтобы поменьше возмущались и не дай бог не скооперировались в протестные акции – надо отключить эту соцсеть. Все точно так же, как уже с WhatsApp.

Ради «Макса» одного

Чуть менее интересная, но зато более серьезная версия: «телега» по-прежнему составляет серьезную конкуренцию «национальному росcийскому мессенджеру» Max, в котором регистрироваться по доброй воле не хочет примерно половина самих россиян. Приходится принуждать и понукать, а чтобы «Максу» было легче - отключить конкурента.

При этом даже особо предлога никто не искал. "Роскомнадзор принял решение о замедлении сервисов Telegram на основании требований федерального законодательства", - заявил глава российской минцифры Шадаев. Интересно, что всю последнюю неделю эти же ведомства делали удивленные лица, мол, кто сказал о блокировке телеграма? Вранье и инсинуации!

Сейчас же разгоняется версия, что доступ к Telegram якобы получили иностранные спецслужбы, а мессенджер «игнорировал запросы на удаление материалов», а также «не выполнял требования по хранению внутри РФ записей звонков и сообщений, которые по решению суда могут быть переданы правоохранительным органам».

Как бы то ни было, но называется дата – 1 апреля, после которой Telegram может превратиться в нерабочую иконку на экране гаджета. Что с этим делать и как минимизировать очередные проблемы, которые создали российские власти?

А чего хотели-то?

Первое: понятно, что Telegram может повторить судьбу уже запрещенных и заблокированных в РФ WhatsApp, Instagram, Twitter/Х, Facebook, YouTube. Стало ли там меньше российского, в том числе и пропагандистского контента?

Ни в коем случае. Три волшебные буквы VPN открывают двери в любые соцсети, в том числе и россиянам. Они вовсю резвятся в «запретограме», он же «нельзяграм» (Instagram), и заливают сотни видео в YouTube, оставляют тысячи комментариев в соцсети Х и на Facebook. Боты на ботофермах как работали, так и будут работать, не для них закон сей писан.

Второе: также понятно, что Роскомнадзор и его вассалы блокируют и те VPN, до которых удается дотянуться. Однако «вэпээнов» достаточно много, чтобы успевать менять ставшее нерабочим защищающее приложение на новое.

Третье: может, Россия и хочет свести все общение в недоделанный мессенджер MAX, однако в виртуальном мире аналогов для «поговорить» достаточно много. И замену найти не проблема.

Пока же РФ с песней сама загоняет себя в цифровой концлагерь. Превращение в Северную Корею 2.0 идет полным ходом: солнцеликий вождь есть, народная масса, молча переваривающая все, что он скажет, – есть. Цели поставлены, средства не имеют значения, мессенджер – один для всех, чтобы спецслужбам было удобнее подслушивать и подсматривать. От такой перспективы взвыли не только «простые россияне», но и сами боевики, и даже z-военкоры.

Последние заявляли, что на фронте «бойцы общаются посредством именно Telegram, чем вызвали неподдельное удивление пресс-секретаря «великого кормчего» Пескова: «Я не думаю, что можно представить себе, что фронтовая связь обеспечивается посредствам Telegram или какого-то мессенджера. Представить себе такое трудно и невозможно».

После этих слов вой военкоров был слышен далеко за пределами соцсети. Сейчас в этой же соцсети идет «волна перекрытия»: как под копирку написанные, появляются посты о том, что военным «не очень-то и нужен был тот ваш телеграм».

В любом случае, если Telegram и остановят полностью с 1 апреля, россияне это проглотят, как проглотили отключение WhatsApp, Instagram и др. Полный контроль над информацией «как раньше» – наверняка именно об этом грезили любители поностальгировать по СССР.

Впрочем, может, и не отключат. В РФ осенью очередные выборы, кто-то должен надеть маску народного героя и не менее героически включит людям Telegram, снискав мандат депутата Госдумы и славу смельчака.

VPN всемогущий и аналоги «телеги»

Что остается делать тем, кому необходимо связаться, например, с родными, живущими в РФ или на оккупированных территориях Украины? После запрета работы в тех зонах украинской мобильной связи единственным связывающим элементом стал Telegram (Viber, кстати, также запрещен, а Skype приказал долго жить самостоятельно). Мы поговорили с украинцами, живущими в Донецкой области: как они бы решили эту проблему?

- Все это уже было – заблокированный WhatsApp и Facebook, например. Через VPN все работает, так же будет работать и Telegram. «Заминусуют» один VPN – скачаем другой, мы это делаем примерно раз-два в месяц, - поделился житель Донецка Константин Мироненко. – Далее: вспоминаем про электронную почту, которую никто не отменял. Это, конечно, не мессенджер, но как средство связи тоже пойдет. Google, как бы его в РФ ни гнобили, все еще работает, и даже не всегда для него нужен VPN.

По словам Константина, на оккупированных территориях ситуация немного иная, чем в «большой России». Здесь остерегаются блокировать все сразу и навсегда.

- Например, сегодня я созванивался с друзьями из Киева через «телегу» и забыл включить VPN. Как ни странно, соединилось, правда, видео не тянуло, но друзья сказали, что проблема может быть у них из-за отсутствующего электричества, - поделился дончанин.

Дальше он перечислил аналоги мессенджеров, которые можно использовать, если вдруг Telegram таки прикажет долго жить.

- Это платформы Jami, Imo, Gem Space, Chattti, Discord (в РФ работает только с VPN), Zoom (тоже с VPN), Signal, Google Meet, Microsoft Teams, Wire… У каждой этой платформы есть свои нюансы, например, в Microsoft Teams звонки с более чем двумя участниками ограничены по времени 100 минутами в бесплатной версии. Но в целом все они подходят для общения как с родными, так и по работе.

Также корреспондент Коротко про поговорила с украинцами, которые  живут в Германии и периодически звонят родственникам в Донецк.

- Мы долго искали у мобильного оператора пакет, где будет приемлемая плата за международные звонки. Сначала это был оператор Telekom, с которого международный звонок стоил 1,02 евро за минуту разговора. Дороговато, но счастьем было то, что мы вообще смогли дозвониться на номер местного донецкого телефонного оператора, - рассказала нам живущая в Берлине киевлянка Александра Стогний. – А сейчас мы купили сим-карту оператора Ortel D, где есть такой тариф: за 20 евро в месяц даются 100 минут на звонки в РФ, в том числе, на оккупированные территории Украины. У меня в Донецке осталась 90-летняя бабушка, с которой мы можем поговорить хотя бы 5 минут раз в неделю.