Кабинет министров утвердил несколько неожиданный на фоне нынешних реалий план - меры по уменьшению потребления и ущерба от алкоголя. Они рассчитаны на 2026-2028 годы и включают 6 задач, выполнение которых, по мнению разработчиков, будет способствовать созданию более безопасной и здоровой среды для жизни, формированию ответственного отношения к собственному здоровью.
По последним данным ВОЗ (по состоянию на 2021 – 2022 годы), Украина занимала 35-е место среди 39 европейских стран по уровню потребления алкоголя, однако входила в пятерку лидеров по уровню смертности от него. Проблема пьянства существует, и ряд уже провозглашенных антиалкогольных кампаний не смогли ее устранить. Корреспондент Коротко про поинтересовалась, поможет ли новый правительственный план.
Агитация и пропаганда
Документ, утвержденный 5 февраля, сконцентрирован на агитационной и околомедицинской стороне вопроса. Кратко это выглядит так:
- 2026 год – разработка дорожной карты внедрения коммуникационных мероприятий, направленных на повышение уровня осведомленности населения о вреде алкоголя,
- 2027 год - разработка рекомендаций по внедрению предоставления услуг по профилактике и предотвращению употребления алкогольных напитков,
- параллельно в 2026 – 2028 годы – проведение национальных просветительских кампаний с целью сокращения и прекращения потребления алкоголя, обеспечения разработки учебного курса для медицинских работников и представителей социальных услуг с целью повышения их уровня осведомленности о способах информирования о вреде алкоголя, популяризация здорового образа жизни.
Те, кто успел окрестить план Кабмина «новым сухим законом», очень ошибаются. Об уменьшении алкогольного рынка, повышении возрастного ценза потребителей спиртосодержащих напитков, ограничении их доступности речи нет. И вот почему…
Соломоново решение
Одной из первых на антиалкогольный проект откликнулась Европейская Бизнес Ассоциация (ЕБА), которая приветствовала правительственную инициативу и саму себя с тем, что «из финальной версии плана был исключен ряд чрезмерных ограничений, которые не имели под собой достаточного обоснования, оценки потенциальных социально-экономических последствий и могли создать существенные риски».
Первая редакция, как оказалось, содержала следующие предложения:
- запрет всех форм рекламы и стимулирования продаж алкогольных напитков,
- увеличение минимальной торговой площади мест розничной торговли алкогольными напитками и усиление лицензионных требований с целью сокращения количества торговых точек,
- запрет продажи алкоголя на автозаправочных и автогазозаправочных станциях,
- запрет на продажу алкогольных напитков лицам в возрасте до 21 года.
Эти требования вычеркнули в интересах бизнеса. В итоге Кабинет министров принял поистине соломоново решение: мы так же можем покупать алкоголь где угодно и сколько угодно, но нас сильнее будут просить его не пить.
Однако есть и положительный момент: в Украине должна быть создана национальная сеть раннего вмешательства в связанные с алкоголем нарушения. Предполагается, что подобные услуги будут доступны в центрах ментального здоровья. 10% центров должны открыть их в 2026 году, 50% - в 2027 году, 90% - до конца 2028 года.
– Раннее вмешательство – это помощь медика на этапе, когда лицо достаточно регулярно употребляет алкоголь, но еще не имеет от него патологической зависимости, – говорит врач-нарколог Игорь Тимошко. - Проблема в том, что в таком состоянии люди не относят себя к зоне риска, потому что считают, что алкоголь просто доставляет им удовольствие. Поэтому у нас пока нет культуры раннего вмешательства, и ее непросто будет наработать.
Официоз не воспринимается как искренняя забота
Произведет ли правительственный план впечатление на рядовых граждан? Большинство экспертов воздерживаются от оптимизма.
- Употребление алкоголя во многом связано с бедностью, экономической и политической нестабильностью, социальным неравенством, - отмечает ведущий психотерапевт Украинского института зависимости Ирина Ромашкан. – Профилактика пьянства начинается с преодоления таких причин – об этом свидетельствует опыт западных стран, в частности Португалии и Нидерландов. Но вводить жесткие ограничения – это тоже не выход, потому что люди ищут желаемое на нелегальном рынке и становятся жертвой отравлений.
Директор Центра исследований проблем гражданского общества Виталий Кулик напоминает, что все государственные пропагандистские мероприятия упираются в уже изученный опыт антиалкогольных кампаний времен Михаила Горбачева.
- Любой официоз о вреде алкоголя для простых людей остается официозом, они не воспринимают его как искреннюю заботу, - говорит социолог. – Если бы этот план разрабатывался с привлечением гражданского общества, было бы еще более-менее. Мы знаем опыт европейских стран, где такие кампании разворачивались, с одной стороны, государством, с другой - были поддержаны лидерами мнений. Такое давало результат в сочетании с повышением цены и качества напитков. Потребление оставалось, но уровень алкоголизма уменьшался. Только это не о нас. Я на месте государства больше поддерживал бы крафтовое производство алкогольных напитков, чем проводил агитацию.
Еще один интересный момент: при том, что в Украине официально говорят о повышении цен на алкоголь, по факту он даже дешевеет, по сравнению с другими продуктами. Везде объявляются акции, бутылку водки можно купить за 90 гривен – за цену литра качественного сока, фермерского молока или двух-трех порций кофе. Литр вина в бумажном пакете можно найти за 40 с лишним гривен.
– Это не вино из винограда, в выращивание которого вкладывался труд, это спирт, разбавленный с водой и ароматизаторами, – отмечает бизнес-консультант Ростислав Чайковский. – Не очень нормально, что на нашем рынке появляется все больше дешевого и некачественного алкоголя. Это то же наркотическое средство, просто исторически так повелось, что государства на нем зарабатывают, и это обширная статья дохода.
В то же время эксперт уверен, что говорить о вреде спиртной продукции нужно, и нужно больше, чтобы люди осознавали свой выбор между здоровым и нездоровым образом жизни.
Как это было в СССР
В Союзе были неоднократные попытки ограничить потребление алкоголя. Так партийцы хотели повысить трудовой кпд населения и помешать преждевременной смертности. Первый "сухой закон" готовился еще при жизни Леонида Брежнева, но объявил его уже Юрий Андропов. Продажа алкоголя была ограничена, в магазинах появился дефицит, провоцировавший большие очереди и драки, на предприятиях в принудительном порядке создавались «общества трезвости». Резко выросла подпольная торговля самогоном, по ночам водку в три цены за бутылку развозили по адресам таксисты.
Смерть Андропова приостановила кампанию. В 1985 году ее развил Михаил Горбачев, издав постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренения самогоноварения». Цена на водку повысилась с 4,7 руб. до 9,1 руб., алкоголь начали продавать с 14.00 до 19.00 (люди шутили, что пить разрешено только в рабочее время, потому что когда купишь - как не выпить). Действовал запрет на продажу алкоголя молодежи до 21 года, на продажу в буфетах в общественных местах – театрах, вокзалах, автостанциях, санаториях, вблизи предприятий и учебных заведений. Реализация спиртного разрешалась только в специализированных магазинах или отделах, где во время завоза были чуть ли не смертоубийства. Чтобы приобрести бутылку «горючего», люди убегали с рабочих мест, а затем их увольняли. Вечером и ночью по улицам городов ходили антиалкогольные патрули, работники ресторанов обогащались, продавая бутылки «налево».
Кампания дала свои результаты, по крайней мере, по официальной статистике. От причин, связанных с алкоголем, стало умирать в год на 300 тысяч человек меньше. Средняя продолжительность жизни мужчин выросла с 60-ти до 63 лет. Рождаемость детей увеличилась на 400-500 тысяч в год.
Но были и нехорошие последствия, в частности массовое истребление виноградников. Только Украина лишилась их на площадях в 60 тысяч гектаров. Невиданных масштабов достиг рынок самогона и подпольной продукции на бывших винодельческих предприятиях. Алкоголики начали массово скупать спиртосодержащие аптекарские препараты, одеколоны, с предприятий выносили на продажу политуру, денатурат, среди народа ходил рецепт «пьянки бутербродов» из гуталина.
Когда начался кризис 1987 года, кампанию начали сворачивать. Из-за непродуманных мер и перегибов сам Горбачев признал ее ошибкой.