Кто, кроме Zara: какой бизнес останется в Украине и какие стратегии выживания отечественных предпринимателей

Следует ли расценивать закрытие магазинов как сигнал о том, что бизнес негативно оценивает риски и перспективы восстановления.

gazetahm.org

Новость о закрытии магазина Zara в Днепре стала очередным маркером крупной трансформации ритейла в Украине. Часть международных брендов осторожно «сворачивает паруса», другие пока сохраняют присутствие в крупных городах, ожидая стабилизации ситуации в сфере безопасности и экономической ситуации.

Следует ли расценивать закрытие магазинов как сигнал о том, что бизнес негативно оценивает риски, логистику, платежеспособность потребителей и перспективы восстановления? Какие бизнесы останутся в Украине надолго, а кто подождет лучших времен? Какие отрасли смогут выдержать нынешнюю "турбулентность"? Об этом – в материале Коротко про.

«Генераторы убытков»

Компания Inditex, которой принадлежит Zara и еще шесть брендов, разорвала договоры аренды с торговыми центрами "Мост-Сити" и "Караван" в Днепре, сообщают СМИ. Среди главных причин, приведших к такому решению, - обстрелы, нестабильная работа ТРЦ и падение количества покупателей, из-за чего бизнес становится убыточным.

Новость вызвала большой резонанс. И несмотря на то, что площади под магазины у ТРЦ Харькова и Одессы ритейлер пока арендует, сети разгоняют сообщения, что дальнейшая судьба бутиков в Харькове и Одессе также под вопросом.

Некоторые СМИ поспешили написать, что решение Zara стало очередным подтверждением тенденции сокращения присутствия международных модных ритейлеров в восточных регионах Украины. Освобождение крупных торговых площадей создает возможности для украинских брендов занять нишу, которую ранее контролировали международные сети.

Однако выводы экспертов не столь однозначны.

- Меня удивляет, что они закрылись только сейчас - должны были закрыться несколько лет назад, - отметил в разговоре с Коротко про президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. – Такие магазины, как Zara, вообще не нужны уже лет 10. Люди по всему миру массово переходят на интернет-покупки, и единственное, что делают магазины в торговых центрах – это генерируют убытки. Интернет-торговля растет ежемесячно, около 80% непродовольственных товаров люди покупают в сети. В таких условиях магазин одежды смотрится анахронизмом. Единственная цель, которая приходит на ум, имиджевая: мол, у нас есть точки продажи.

По словам эксперта, сейчас во многих ТЦ за весь день в некоторые магазины могут зайти несколько покупателей. В таких условиях платить аренду за огромные площади просто невыгодно. Интересно, говорит эксперт, что сейчас будут делать торговые центры и планируют ли они как-нибудь трансформироваться? Ибо в нынешнем виде они долго не протянут.

А что с ФЛП?

Но дело не только в Zara. Как сообщили аналитики Опендатабот со ссылкой на данные Единого государственного реестра, за 11 месяцев 2025 года в Украине закрылось более 250 тысяч ФЛП. Каждый восьмой закрывшийся в прошлом году предприниматель работал в Киеве. На втором месте по закрытию - Днепропетровщина, с небольшим отрывом закрывались малые бизнесы в Харьковской, Одесской и Львовской областях.

В среднем украинский ФЛП «живет» менее 2,5 лет. Долгожителями являются предприниматели, занимающиеся складской деятельностью, а вот торговля оказалась неожиданно уязвимой сферой: на нее приходится почти половина всех закрытий предпринимателей.

Разбирая причины закрытия такого количества ФЛП, директор консалтинговой компании TalentMatch, HR-экспертка Наталья Слинько предложила различить 3 типа ФЛП.

  1. ФЛП для уменьшения налоговой нагрузки при трудоустройстве. То есть, говорит эксперт, такие ФЛП вообще не предприниматели, и вряд ли здесь будут тенденции к резкому сокращению, пока нет масштабных штрафов за уклонение от трудоустройства.
    - Формат гиг-контрактов (новая форма сотрудничества со специалистами, объединяющая трудовые и гражданско-правовые отношения и доступная только резидентам "Дія Сити". – Авт.) урегулировал ИТ-сферу, и было бы здорово расширить ее на маркетинг, бухгалтеров, продажи, рекрутинг, - считает Наталья Слинько.
  2. Избегание налогов как крупный плательщик. Это именно та распространенная ситуация, которую часто, в качестве примера, приводит Даниил Гетманцев: крупный бизнес раздроблен на десятки ФОП и в чеке каждый раз новый предприниматель. Такая практика распространена как в магазинах, так и в онлайн-бизнесе. По мнению эксперта, здесь изменения произойдут только в случае усиления ответственности, но пока нет политической воли. Но есть лоббирование от владельцев этих бизнесов, потому что это позволяет сильно «экономить» на налогах.
  3. Реальные предприниматели, зарабатывающие честно и платящие все налоги.

– Такой тип бизнеса массово не закрывается, – отметила Наталья Слинько в комментарии Коротко про. – Конечно, есть отток, потому что блэкауты съедают все возможные запасы, и покупательная способность падает. Но здесь естественный процесс: из 10 новых стартапов после года может остаться один. Это общеизвестная статистика.

Три четверти ФЛП просто моют деньги и никакого отношения к экономике не имеют, добавляет Александр Охрименко.

– Налоговая посчитала, что только ФЛП помогают отмыть около триллиона гривен в год, – говорит эксперт. - Трюков придумали действительно много, поэтому я в эти цифры верю.

Кто останется

Обсуждая ситуацию с Zara, эксперты отметили, что международные бренды не принимают решения на эмоциях. Они смотрят на долгосрочную картину – демографическую и безопасность в городах, наличие стабильной логистики, доходы потребителей. ТЦ в крупных, относительно безопасных городах с более или менее стабильным потоком клиентов и лучшей инфраструктурой имеют больше шансов сохранить арендаторов.

В Украине будет оставаться быстро адаптируемый бизнес: оптимизирует форматы магазинов, сокращает площади, активнее идет в онлайн и омниканальные продажи - то есть продажи, которые объединяют многие каналы коммуникации (онлайн, соцсети, мессенджеры, физические магазины). А вот те, кто работают по старым схемам «большой магазин – большой оборот» будут вынуждены либо изменить подход, либо выйти из части локаций. Предпочтительны локальные бренды и средний бизнес: они быстрее в принятии решений и лучше «чувствуют» своего потребителя.

У войны есть другая сторона, констатирует Александр Охрименко. Кто-то, конечно, сидит без денег, а кто-то разбогател. Сейчас многие зарабатывают на изготовлении оружия, обеспечении армии, даже на ремонтах. В целом растут средние зарплаты, и увеличение доходов подтверждается ростом расходов. Например, как сообщает Укравтопром, в 2025 году по сравнению с 2024-м продажи новых легковушек в частном сегменте авторынка выросли на 28%.

– Люди покупают не только новые автомобили, но и мебель, генераторы, зарядные станции, бытовую технику и тому подобное, – говорит Охрименко. – Так что все эти бизнесы живут.

– Если говорить о самых устойчивых бизнесах сейчас, то это точно не рестораны, хотя большие сети почти все работают и даже есть новые открытия. И не торговля, особенно если речь об одежде и обуви, - отметила в комментарии Коротко про директор аналитического центра «Рестораны Украины» Ольга Насонова. - Это прежде аптеки, логистика («Новая Почта»), сфера энергосбережения (генераторы, пауэры, автономные системы). Плюс торговля продуктами и кулинарией.

Также, добавляет эксперт, сейчас есть устойчивый спрос на обучение разного рода, от обучения за рубежом до вебинаров и онлайн-школ.

В целом, говорят эксперты, вряд ли можно сказать, что бизнес уходит из Украины – скорее он меняет «карту присутствия». Поэтому прежде всего речь идет не о сферах, а о регионах. Понятно, что выиграют города с лучшей безопасностью, логистикой и концентрацией платежеспособного спроса.