Эксперт по энергетике Юрий Корольчук: С теплом ограничения сохранятся. Это единственный способ удержать энергосистему

О том, почему весной и летом будут продолжаться отключения и причины локальных аварий.

ГСЧС

Сильные морозы отступают, с каждым днем ​​все ближе весна. Пожалуй, никогда еще украинцы не звали ее так горячо. Вот, кажется, уйдет снег, а с ним - по крайней мере часть проблем, которые мы переживаем в холоде и темноте. На что можно надеяться, а на что не питать иллюзий - Коротко про рассказал эксперт Института энергетических стратегий Юрий Корольчук.

Объем будет больше, но есть нюанс

- Юрий, как вы прогнозируете: с уходом морозов будут облегчения в нашем быту?

- Если не будет таких сокрушительных обстрелов, потепление высвободит больше времени и пространства для ремонта подстанций, через которые идет электроэнергия. Морозы очень замедляли или даже делали невозможными некоторые процессы. Однако потепление в феврале еще не показательно. Большие объемы ремонтных работ можно будет производить с началом марта.
Весной уменьшится потребление электроэнергии, и опять же - если не будет новых повреждений, на вторую половину марта можно говорить о том, что потребители получат больший ее объем. Можно надеяться, что электричество будет больше 12 часов в день.

– То есть отключения все равно сохранятся?

– Думаю, что до апреля наверняка. С апреля будет больше солнечной генерации. Но должны учесть другой момент. Если март и апрель - это будет такой переходный период, то ориентировочно с конца мая должны выводить в ремонт блоки атомных электростанций. Их фактически четыре года не приводили в порядок.

Генеральный директор МАГАТЭ Рафаэль Мариано Гросси недавно сказал, что украинская атомная энергосистема деградировала. В принципе, это все понимают и знают, он один озвучил. Катастрофы в этом нет, процесс деградации касается каждой вещи. Представим хотя бы книжный шкаф, у которого разболтались петли, дверцы, но книги еще держатся. И вот стоит вопрос: можно ли эту вещь полностью восстановить, или часть деталей нужно менять?

Вопрос капитального ремонта одного блока поднимался еще в прошлом году, сейчас речь идет о двух. В 2024 году тогдашний министр энергетики Герман Галущенко говорил, что сроки ремонтов пытаются сократить до трех недель. Но что такое три недели? Речь ведь действительно не о шкафе. Пока раскрыли, пока провели анализ, проверили, посмотрели, что нуждается в замене, а тут все назад нужно закрывать. Перезапуск одного блока требует хотя бы неделю. То есть фактически производились не ремонты, а профилактические осмотры. Ремонт в правильном его понимании требует три-четыре месяца. А было время, когда блоки стояли в ремонте и до года.

Пока будет продолжаться ремонт, заменить энергию АЭС будет нечем. гидроэлектростанции стоят разбиты.

Оборудование не рассчитано на постоянные переключения

- Надо готовиться к «теплым» блэкаутам, как в 2024 году?

– Не стоит злоупотреблять понятием «блэкаут». С 1 января, например, у нас была системная авария, не блэкаут. Такое может случаться. Поэтому уместно говорить об ограничении электроэнергии. В частности, в Киеве, в районах, где дают совсем мало электроэнергии, речь идет о «маленьком коридоре», через который ее трудно пропускать много. Ибо «большой коридор» разрушили.

Хотя даже если представить, что после ремонтов появится более широкий коридор, ограничения сохранятся. Это оптимальный, единственный вариант сохранить энергосистему до момента, когда ее можно будет нормально восстановить в мирных условиях. Поэтому не скажу, что будет намного лучше.

- Этой зимой, кроме плановых, стабилизационных отключений, многие страдали от локальных аварий в электросетях. Где-то горели трансформаторы, где-то повреждены кабели. Весной хоть это прекратится?

- Тоже не могу обнадежить. Причина локальных аварий в том, что все наше оборудование не рассчитано на то, чтобы его постоянно отключали и включали по плановым или неплановым графикам. Хотя на самом деле графиков реально сейчас нет.

- А что такое эти индивидуальные графики, как в Киеве?

– Индивидуальным может быть тур, когда человека везут, куда он хочет, и обслуживают, как заказал. Индивидуальный график - это когда надо – даем свет, не надо – хорошо, пока не даем. Но в любых условиях наши трансформаторы и кабели не предусмотрены, чтобы их постоянно переводили из режима в режим. От частоты переключений или автоматика ломается, или скачет напряжение и что-то перегорает. Это первый момент, есть и второй.

Раньше локальные аварии тоже случались. Ремонтировали, включали – и ничего катастрофического не происходило. В 10 домах люди включали бойлеры, электроплиты, утюги и всем тем пользовались без боязни. Потому что линии не были так прошиты, как сейчас их прошили, разъединили. Одна линия шла на 10 домов, а теперь идет на 20 многоквартирников, и когда жильцы все включают, нагрузки на сети уже больше.

Об энергетической справедливости

- Энергетики упрекают, что мы нетерпеливы.

– Людей можно винить, что не хотят ждать полчаса, пока напряжение стабилизируется. А они говорят, что когда через полчаса идут к бойлеру, свет уже выключили. И смешно, и не очень…

Единственное, на что можно надеяться, что весной нагрузка от обогревателей будет меньше. Но за этим придет лето, начнется пора кондиционеров. Тоже будет аварийность. Энергосистему надо возвращать в четкие графики, но пока это невозможно из-за разрушений.

- Индивидуальные отключения - интересное явление. Одна улица, одни сети, одинаковые дома, одинаковые «кубики» на сайте ДТЭК – сейчас все можно проверить. Но часть домов живет по графикам, часть отключают раз в сутки, а то и вовсе не выключают. Люди уже подозревают, что такие "льготы" выдаются не просто так.

– Подозрения можно понять. В 2022 году были дома, подключенные к критической инфраструктуре, их в конце концов почти все отключили, потому что объявили энергетическую справедливость. В 2023 – 2024 годы она почти никого не беспокоила, потому что были теплые зимы, все думали, что беда миновала.

Этой зимой ситуация изменилась. Морозы, регулярные обстрелы - и отключают даже критическую инфраструктуру. Бизнесу ограничили мощности, бизнес начал заказывать свет. Помните, как в декабре правительство Юлии Свириденко нашло нелегальный гигаватт в саунах и ресторанах? Кто нарушил лимиты, не сказали, уголовное дело не показали.

Поэтому, вероятно, сейчас неравномерное распределение дошло до бытового уровня. Кто-то с кем договаривается, таких случаев немного, но они есть. С этим можно бороться путем проверок, но сейчас, говорят, не до этого, потому что война, потому что много других проблем.

Почему не спасут СЭС

– Спасение утопающих – дело рук… Сейчас на этот счет много советов: создавайте ОСМД, покупайте солнечные электростанции, батареи к ним. В этом есть смысл для многоквартирного дома?

– Солнечная электростанция эффективна только летом, зимой она ни от чего не спасает. Разве что батареи стоят на теплой стороне, на них не намерзает лед, какие-то киловатты будут. Для собственного дома это плюс. Для многоквартирного – всего несколько квартир. Это если батареи 30 кВт в час.

Чтобы накапливать энергию от солнца, нужны очень мощные батареи – на 50, 100 кВт. Если бы большую часть их стоимости платило государство, а людям давали бы долгосрочные кредиты, логика была бы. А устанавливать такие комплексы за счет жильцов дома очень дорого и не имеет смысла. Когда много отключений, сделать нормальный быт все равно нереально. Хватит на что-то одно – на отопление или на свет без включения мощных электроприборов.

– Какое же спасение для высоток?

- Генераторы. Но ставить и использовать их тоже нужно с умом. На большой дом должно быть три генератора – два работают, потому что одного на всех потребителей может не хватить, один в резерве. Однако и генераторы могут обеспечить только отопление и какое-нибудь минимальное освещение. Бытовые приборы – нет. А как ограничить жильцов? Кто-то исподтишка включит чайник, генератор может взорваться. Есть очень мощные генераторы, но я не думаю, что обычные горожане могут финансово их осилить.

На самом деле надеяться можно только на единую нормальную энергосистему. Я всегда привожу в пример Метинвест – мощную, очень богатую даже сейчас компанию. Перед холодным сезоном 2024/2025 там начали ставить газопоршневые электростанции. Сделали на 80 МВт. Директор сказал, что это только на крайний случай, нормально работать можно только от централизованной энергосистемы. Маленький бизнес может продержаться на генераторах, крупные предприятия – нет. Так же и многоквартирные дома зависят от государства как структуры, объединяющей всех.

Не будем забывать: кто рекламирует альтернативную энергетику – тот делает на ней бизнес. Поэтому нужно быть очень аккуратным. Можно вложить в покупку миллион и затем выяснить, что столько же нужно на монтаж, обслуживание и ремонт.