Начало нового года пенсионеры со статусом переселенцев встретили в ужасе: они не получили полагающиеся им ежемесячные выплаты, из-за чего перед многими встал вопрос выживания. Власти Украины долго не замечали проблему, пока она не приобрела масштаб катастрофы. Коротко про – о том, как «сломалась» процедура идентификации и как ее проходят граждане Украины в оккупации.
Километровые очереди в пенсионных фондах, плачущие с кнопочными телефонами в руках 80-летние старики, которые не могут понять, что такое «Дія», а объяснить некому, несчастные жители оккупированных городов, которые пытаются установить хотя бы один работающий VPN, чтобы связаться с Пенсионным фондом, пенсионеры, живущие за границей, – все они столкнулись с настоящим коллапсом работы Пенсионного фонда Украины в январе.
А что случилось?
В феврале прошлого года Кабмин принял постановление №299 «О некоторых особенностях выплаты пенсий…» с очередным новым порядком выплаты пенсий переселенцам, украинским беженцам за границей и тем, кто остался в оккупации.
Всем им (особенно последним двум категориям) необходимо было пройти физическую идентификацию раз в год – до 31 декабря, любым способом (лично в ПФУ или на веб-портале ПФУ с помощью «Дії» или через видеосвязь с сотрудником ПФУ по заявке, оставленной на портале).
Также из нового: согласно пункту 10, оставшимся в оккупации и тем, кто выехал на подконтрольную территорию, «выплата пенсии происходит при условии неполучения пенсии от Российской Федерации». Об этом надо подать соответствующее заявление.
Было страшно!
До этого постановления переселенцы и оставшиеся в оккупации украинцы проходили идентификацию дважды в год. Поэтому сокращение до одного раза все восприняли позитивно. Меньше нервов, меньше возни с документами, особенно для очень пожилых…
- Мы проходили идентификацию в мае, и поэтому обрадовались, что не надо будет этого делать еще раз. В принципе, ничего сложного, но все равно как-то нервничаешь – вдруг интернет «заглючит» или с документами будет что-то не так. Уже так было, что нам не могли дозвониться сотрудники ПФУ, проводившие идентификацию, – у нас отключили свет и мобильный интернет тоже «лег». Было страшно! – рассказала Коротко про Елена Подгорная, жительница Донецкой области. – У мужа шахтерская пенсия, 12 тысяч грн, и терять ее из-за каких-то не наших проблем не хотелось. А доехать до ближайшего Пенсионного фонда – не вариант: недалеко от нас линия фронта, и мы боимся лишний раз на улицу выйти, не то что куда-то ехать.
Какая российская пенсия?
Не обнаружив в январе привычной суммы на банковской карте, Елена с мужем заподозрили самое плохое – их лишили пенсий! Грешили на донецкую прописку, но потом узнали: они в числе более 300 тысяч пенсионеров-переселенцев, которые в январе остались ни с чем. Причины сбоя в выплатах им неизвестны до сих пор.
- На майской видеоидентификации нам задавали вопросы: получаем ли мы пенсию от РФ? Мы ответили отрицательно, потому что мы в Украине и о какой российской пенсии может идти речь? – возмущается пенсионерка.
Действительно, в пункте 10 Порядка выплаты пенсий говорится, что "гражданам, которые находятся на временно оккупированных территориях, и тем, кто выехал на подконтрольную территорию Украины, выплата пенсий производится при условии неполучения пенсии от Российской Федерации". Это справедливо, конечно, но кто и как будет это проверять?
Идентифицировался, но безрезультатно
Доказать, что ты «правильный» украинский пенсионер, многим украинским старикам оказалось не под силу.
- Люди приходили даже в банк, потому что в СМИ прочитали, что можно идентифицироваться через банковские учреждения, но потом оказывалось, что у них стоит отсутствие идентификации. Это что за тупость? – возмущаются в соцсетях. – А те ВПЛ, которые работают и получают зарплату на банковскую карту – можно их считать уже идентифицированными? И уж точно не получающими российские пенсии?
Властям удавалось отмалчиваться почти месяц, во всяком случае, первые внятные комментарии появились только в начале февраля, когда в соцсетях уже замелькали фото очередей и скандалов в ПФУ.
Не льгота, а право
Высказался, например, экс-глава ПФУ Павел Розенко.
«Причина – абсурдное решение правительства передать в ПФ все соцвыплаты», - сообщил Розенко на своей странице в Facebook. И зачем-то добавил, что во время его работы такого не было.
Это он сказал зря: в комментариях ВПЛ тут же припомнили ему ад, в который они попали еще в 2014 году, когда пенсии привязывались к справке переселенца, получить которую было не всегда реально, а отказаться от нее – еще нереальнее.
Омбудсмен Дмитрий Лубинец заговорил о проблеме только тогда, когда его мать-ВПЛ не получила пенсию. Сообщил, что подал министру соцполитики, семьи и единства Украины Денису Улютину требования внести изменения в процедуру идентификации. И речь не только о пенсионерах, а о получателях 24 видов социальной помощи.
«Пенсии – это не социальная льгота, это конституционное право граждан», - напомнил Лубинец. И процитировал министерство, мол, оно заявило, что проблемы нет, и 337 тысяч не получивших пенсии стариков – «это не так уж и много».
«Для 337 тысяч человек – это отсутствие денег на лекарства, еду и коммунальные услуги», - справедливо отметил омбудсмен.
Идентификация за деньги
Для живущих в оккупации украинских пенсионеров дилемма - получать от РФ пенсию или не получать - могла бы исчезнуть после этого январского демарша ПФУ. Нет украинской пенсии – придется оформлять российскую, жить ведь на что-то надо.
- Давайте будем честными: многие в Донецке получают две пенсии – российскую и украинскую. Не самые большие деньги, между прочим, эти российские пенсии у простых людей. Они, кстати, сразу же съедаются коммуналкой. - говорит житель оккупированного Донецка Анатолий Рыженко (имя и фамилия изменены).
По словам собеседника, часть пенсионеров в оккупации проходит идентификацию самостоятельно, через видеоконференцию с ПФУ, Другие – через «Дію», что гораздо легче, быстрее и дешевле.
- Посредники берут около 4000 рублей (примерно 2000 грн) за подачу заявки на видеоконференцию и 2000 рублей (около 1000 грн) – за прохождение идентификации в «Дії». Услуги пользуются спросом, правда, не все могут себе это позволить. Например, у нас заблокированы с 2022 года украинские мобильные операторы. Поскольку звонить мы не могли, наши номера тоже заблокированы. За 10 000 рублей (около 5000 гривен) можно восстановить свой украинский номер – это надо, например, для банкинга. По городу много объявлений о помощи в прохождении идентификации, в оформлении и восстановлении пенсии, номеров телефонов и т.д. Есть, конечно, мошенники, но есть и те, кто делает все, уж не знаю каким образом, - продолжает собеседник.
Сотрудники ПФУ – вежливы и терпеливы
Наш собеседник откровенно рассказал: заинтересован в получении украинской пенсии, живя в оккупации, и по убеждениям, и ради детей.
- В Донецке – две квартиры в центре города. Мы с женой пахали на них всю жизнь и бросить их не можем. Дети давно выехали, живут в Кировоградской области. Последний раз мы ездили к ним в 2018 году – сейчас выехать нет возможности по состоянию здоровья. У них наши банковские карты, на которые приходят пенсии. И наши дети и внуки хотя бы не доедают последнее, это наша с матерью им помощь, - говорит Анатолий.
Дончанин прошел идентификацию уже четыре-пять раз. Говорит, сложного ничего: после заявки на сайте ПФУ назначается время видеосвязи. Сотрудники, проводящие идентификацию, по словам дончанина, предельно вежливы и терпеливы.
- Там надо в камеру показывать паспорт и ИНН, чтобы они сделала фото экрана – так они спокойно ждут, пока я с трясущимися руками как-то зафиксируюсь. На весу тяжело мне держать даже паспорт. Помогают, говорят, например: «Ваше свидетельство о страховании – это такая зеленая бумажечка в пластике. Ах, нет? Ну ничего страшного». Когда я говорю, что живу в Донецке, – не кричат, не оскорбляют, никак не комментируют, просто говорят: «Спасибо, идем дальше…» - делится дончанин. - Да, на последней видеоидентификации был вопрос, получаю ли я пенсию от «других стран, в частности от Российской Федерации». Я ответил, что не получаю, и еле сдержался, чтобы не спросить: а как вы будете проверять, правду я сказал или соврал? Но решил не затягивать время и не дергать людей. Нас таких у них, наверное, по сто человек каждый день.
В среду, 4 февраля, министр соцполитики Украины Денис Улютин сообщил, что все возвращается на круги своя: выплаты пенсионерам-ВПЛ будут возобновлены, даже если они не подали заявление о неполучении пенсии от РФ. Но подать заявление все-таки надо до 1 апреля любым способом.