Как из депутата сделать «крота», или Об агентах НАБУ в Раде

Спецслужбы вербуют политиков на компромате.

Скриншот онлайн-заседание Верховной Рады

Депутаты в Верховной Раде озабочены поисками «крота»: кто подкопался под Юлию Тимошенко и притащил в Национальное антикоррупционное бюро аудиозапись с голосом, что вкрадчиво шепчет про деньги за голоса? И куда девался тот «крот» – спрятался в норку или продолжает перекапывать парламентский «огородик»? Журналист Коротко про поинтересовалась, как вербуют в тайные агенты народных избранников и какие для этого должны быть стимулы.

Десять человек – это диверсионная группа, а не агентура

Юлия Тимошенко уведомлена о подозрении в предложении предоставления неправомерной выгоды (проще говоря, взятки) отдельным народным депутатам в обмен на лояльное поведение во время голосований. По одной из версий, прозвучавшей в СМИ, речь идет о трех «слугах», завербованных НАБУ накануне скандала и якобы подставившихся под планы леди Ю.

Подобное предположение высказал и народный депутат Алексей Гончаренко, напомнивший, что по такому же подозрению - в подкупе голосов накануне Нового года - была разоблачена группа «слуг» во главе с главой транспортного комитета Юрием Киселем.

- Подозрение получили только 5 депутатов. По моим данным, на прослушивании поймали 15 депутатов. Теперь считаем. У вас было 15 депутатов, 5 получили подозрение. Куда делись другие 10? Правильно, стали обличителями и активно занимаются своей новой работой, – делает вывод Гончаренко.

Повод беспокоиться есть – в Раде не один, а целых 10 «кротов»!

– Десять человек – это диверсионная группа, которую можно запускать в тыл врага для подрывной акции. Агентов не вербуют «пакетами», это просто ненадежно. Работают, как правило, с одним человеком, двумя или тремя людьми, которые не знают о миссии друг друга ради конспирации, – отмечает экс-сотрудник спецслужбы Иван К.

Как пишет « Украинская правда », роль разоблачителя депутаты примеряли на Людмилу Буймистер, которая в день подозрения Тимошенко вышла из фракции, на Сергея Кузьминых, фигуранта дел НАБУ – Алексея Кузнецова, но подтверждений не нашли.

Тем временем снова вернемся к истории, о которой напомнил Гончаренко. По уголовному делу о подкупе пяти народных депутатов из условной «группы 15» 1 января Высший антикоррупционный суд назначил залог. Их же тоже кто-то «слил» и кто-то устанавливал «жучки».

Надо брать на испуг

- Агентурная сеть – это основа основ каждой спецслужбы, занимающейся разведкой, оперативной или детективной работой. Информаторы делятся на две категории – штатные и внештатные. Штатный офицер работает под прикрытием. В обычной жизни это может быть чиновник или предприниматель, общественный активист, получающий на службе зарплату и премии под псевдонимом. Легенда позволяет ему баллотироваться в Раду. Вариант теоретически возможен, но не надежен, – говорит наш консультант. - Более предсказуемая старая добрая вербовка.

Есть три «магнита», на которые подцепляют внештатных агентов: гонорары, идеологические убеждения и шантаж уголовным преследованием, а как минимум - испорченной репутацией.

- Если брать народных депутатов, то гонорарами их вряд ли очень совратишь, потому что на этой статье спецслужбы пытаются сэкономить. Самыми надежными считаются идейные агенты, особенно для выполнения коротких миссий, но политики, как правило, циничны. Их нужно брать на испуг. Депутатская финансовая «кухня» – это секрет Полишинеля, здесь на каждого найдется компромат, который сделает человека покладистым, – объясняет Иван.

По словам нашего собеседника, кроме депутатов, в Раде куча другого народа – помощники, консультанты, научные эксперты, юристы, секретари. Среди которых абсолютно законно могут находиться как штатные агенты НАБУ, так и внештатные.

– Орган, который должен бороться с коррупцией в высших эшелонах власти, обязан иметь там своих агентов. И в парламенте, и в правительстве, и в Офисе президента. Это нормальная практика всех спецслужб, которая не публична и не может таковой быть. В Конгрессе США, когда возникают коррупционные скандалы, тоже начинаются говорить о «тайных агентах ФБР».

Неформальные или даже формальные сделки

– Вероятность, что в Раде работают агенты НАБУ, достаточно высока. Начиная с 2019 года, мы слышим очень активную информацию о том, что часть народных избранников получает деньги в конвертах и ​​будто этим занимается НАБУ. Если это было так, то к чему-то они должны прийти, - считает политолог Алексей Якубин. – Например, заключить с некоторыми подозреваемыми неформальные или даже формальные, но скрытые от общественности договоренности. Возможно, не все такие соглашения были реализованы, потому что не было политической необходимости. А теперь она есть.

Напомним, что летом 2025 года НАБУ отчитывалось, что с 2016-го по 2025 год было сообщено о подозрении 71 действующему и бывшему народному депутату. 31 фигурант уголовных производств - депутаты текущего, девятого, созыва. Другое дело, что эти дела бродят по дороге в суд, но это, может, еще один «крючок», на котором держат политиков.