Сильные морозы и постоянные блэкауты испытывают прочность как украинцев, так и экономику в целом. В зоне риска сегодня вместе с бизнесом и промышленностью находится повседневная потребительская корзина. Перебои с электроэнергией влияют на работу магазинов, транспорта, складов и производства, а мороз увеличивает расходы на отопление и логистику.
Стоит ли украинским потребителям ожидать продуктовый дефицит и что будет с ценами? Об этом – в материале Коротко про.
«Рынок сам отрегулирует ситуацию»
Из-за вражеских обстрелов и перебоев с электроснабжением в столице часть магазинов работает не по графику. В правительстве уверяют, что контролируют поставки продуктов.
«Координируем усилия с ритейл-сетями. Ситуация с обеспечением людей продуктами под контролем. Поручила министру экономики держать на личном контроле и реагировать на запросы сетей», – сообщила премьер-министр Украины Юлия Свириденко.
Министр экономики, окружающей среды и аграрной политики Украины Алексей Соболев сказал, что правительство ведет переговоры с международными партнерами об увеличении поставок генераторов и запчастей для ритейла.
По мнению президента Украинского аналитического центра Александра Охрименко, сейчас популизм правительства оправдан, потому что людей нужно успокоить. Потому, говорит экономист, пожалуй, это правильно.
Правда, успокоились не все. Более того: эксперты к заявлению премьера отнеслись без восторга.
- Главное, чтобы государство не начало вмешиваться туда, куда не нужно – прежде всего в поставки, - отметил в разговоре с Коротко про аналитик Даниил Монин. – Бизнес разберется самостоятельно. Единственное, чем чиновники могут помочь, это способствовать, чтобы в продуктовых магазинах было электричество.
Аналитик Андрей Шевчишин добавляет: чтобы не навредить, правительству не нужно вмешиваться в ценообразование. Рынок сам отрегулирует ситуацию – бизнес найдет возможность завозить нужные товары, если цены будут покрывать проблемы. Но также тот же бизнес возьмет на себя риски, если быстро потеплеет, и цены будут стремительно корректироваться в сторону снижения.
– Как показывает опыт деятельности наших чиновников, лучшее, что они могут сделать, – это не вмешиваться, чтобы не навредить больше, – подытожил экономист Владислав Банков.
«Дефицита не будет»
Осенью эксперты прогнозировали, что главным фактором высоких цен зимой будут сильные морозы и проблемы с энергетикой. Сейчас Украина живет именно в таких условиях, поэтому вопрос, что будет с продуктами, крайне актуален.
Андрей Шевчишин считает, что некоторые проблемы могут возникнуть с чувствительными к температурному режиму товарами, а также с продуктами, для производства которых стабильность электричества является важной составляющей.
- Речь идет о проблемах с количеством и качеством продуктов в точках продаж из-за длительных блэкаутов и невозможности поддержки продуктов в нужной кондиции, - отметил эксперт в комментарии Коротко про. – Проблемы с логистикой также усложняют получение сырья и доставку в магазины. Наиболее рискованными являются тепличные овощи, фрукты, молочная, пекарская и кондитерская продукция.
Однако, добавляет Шевчишин, возможные локальные проблемы и региональные дефициты будут носить временный характер. И будут быстро закрыты поставками из соседних регионов или даже импортом.
По словам Владислава Банкова, дефицит продуктов питания может стать закономерным следствием сложившейся ситуации, когда мелкие розничные торговцы подавлены крупными сетями. Что касается конкретных товаров, то, говорит эксперт, кроме товаров, требующих специальных условий хранения, на рынке может наблюдаться нехватка товаров первой необходимости из-за страха и ажиотажного спроса.
Александр Охрименко считает, что продуктового дефицита не будет: продуктов вполне хватает. По словам эксперта, на сегодняшний день есть проблемы с логистикой, но они связаны не с отсутствием электричества, а со снегом. Когда дороги приведут в порядок, ситуация будет выравниваться.
- Что касается продуктов в супермаркетах, сейчас мы наблюдаем почти самый плохой вариант, что может быть, но никакого дефицита нет. На полках всего достаточно: и молочки, и мяса, и овощей, - заметил в разговоре с Коротко про исполнительный директор Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин. – Низшей точкой падения может стать закрытие супермаркетов в больших микрорайонах. Но, во-первых, большинство торговых сетей такие варианты даже не рассматривают. Во-вторых, даже в этом случае речь идет не о дефиците, не о физическом отсутствии, а о доступности. И если закроется ближайший супермаркет, всегда можно пройти одну-две остановки и купить продукты в другом магазине. У нас, к счастью, большое конкурентное пространство торговых сетей.
В последнее время в сети потребителей пугают не только дефицитом, но и значительным ростом цен на овощи и фрукты из-за сильных морозов и проблем с энергетикой. И прогнозируют, что овощи просто померзнут на складах.
Эксперт Всемирного Банка Оксана Руженкова успокаивает: на больших складах работают генераторы, проблем с этим нет. По ее словам, генераторов, которыми обзавелись фермеры за 4 года войны, будет вполне достаточно. Так что с овощами и фруктами все будет хорошо.
А Олег Пендзин не исключает, что «апокалиптические прогнозы» разгоняются товаропроизводителями, желающими, чтобы покупатели были морально готовы к росту цен.
- Конечно, продукты будут дорожать - они и сейчас дорожают в результате сезонных и военных факторов, - подытожил Пендзин. – Так что инфляция ускорится. Но рост продуктовых цен будет умеренным, и сдерживать продавцов будет не их социальная позиция, а кошелек потребителя. Наличие блэкаутов не означает, что у нас стало больше денег.
Что будет с ценами на топливо
В разговоре с Коротко про Владислав Банков выразил мнение, что цены на топливо отражают отношение властей к населению. По его словам, розничная цена на бензин и дизельное топливо сейчас в среднем в три раза выше, чем, например, в США, и эту разницу в основном составляют налоги. То есть в столь трудные времена с населения взимаются немалые деньги с горючего для генераторов.
При этом, по разным причинам, топливо будет дорожать и дальше.
По мнению Даниила Монина, цены на топливо будут увеличиваться в результате роста валютного курса и увеличения акциза с нового года. Напомним, что с 1 января 2026 года в Украине увеличен акцизный налог на топливо: на бензин с 271,7 евро до 300,8 евро за тонну, на дизель – с 215,7 евро до 253,8 евро, на автогаз – со 173 евро до 198 евро.
– Не думаю, что цены на АЗС существенно возрастут, – отметил в разговоре с Коротко про Андрей Шевчишин. – Это может быть до 0,5-1 грн потенциального роста, если цены мирового рынка не откорректируются в ближайшие недели.
Олег Пендзин говорит, что цены на топливо зависят не столько от мороза, сколько от динамики цен на мировом рынке нефти. Сейчас цены поднялись до 60-65 долларов на баррель, и через пару недель это отразится на ценах украинских АЗС. Но вполне возможно, говорит эксперт, что потом цены пойдут вниз, так что большой угрозы он не видит.
Топливо будет дорожать, потому что спрос велик, добавил Александр Охрименко. А любой бизнес нацелен на то, чтобы заработать. Но когда морозы уйдут, цены на топливо пойдут вниз.