Александр Коваленко: На морозе «шахеды» обледеневают, Россия бьет баллистикой, которую труднее перехватить

С начала 2026 года характер обстрелов Украины изменился: вместо дешевых дронов враг все чаще запускает мощные ракеты.

ДСНС України

Статистика от Воздушных сил свидетельствует, что в начале этого года Россия стала использовать больше баллистических ракет. А с другой стороны, обстреливать беспилотниками Украину ей стало сложнее из-за морозной погоды.

О ставке врага на баллистические ракеты, о том, как аномальные морозы выводят из строя топливные системы "шахедов" и чем опасны новые реактивные дроны-камикадзе - Коротко про рассказал военный эксперт Александр Коваленко.

Россияне сами интенсивно производят ракеты и получают их от Северной Кореи.

– Очевидно, что с начала этого года Россия стала использовать больше баллистических ракет. Почему?
- Ракеты труднее перехватить, чем дроны, так что больше вероятности, что они прорвут ПВО и нанесут поражение. Кроме того, боевая часть баллистической ракеты мощнее: полтонны взрывчатки - по сравнению с 90 килограммами у "шахедов".
– И запас баллистических ракет сейчас у россиян достаточный?
– Да, они и сами их интенсивно производят, а также получают от Северной Кореи, поэтому наличие боекомплекта у противника всегда будет.

– А мы стали меньше сбивать баллистики. Почему? Потому что не хватает комплексов «Патриот» и ракет к ним?

– Да, не хватает "Патриотов", к тому же ракеты летят по тем городам, где нет этих комплексов. Не по всей Украине стоят "Патриоты", которые могут прикрыть город. То есть, если в Киеве они есть, то другие города не защищены.

– Можно ли сейчас определить, у кого больше чего: у нас - запаса прочности противодействовать этим обстрелам или в России - больше запаса этих ракет?

- Если мы говорим о наших запасах для противодействия баллистике, то они, в первую очередь, будут зависеть от поставок ракет и систем от наших партнеров, это те же "Патриоты" или САМП-Т. Если же мы говорим о противодействии дронам и другим средствам дозвукового типа, то мы сами производим средства противодействия. В общем, в этом вопросе проходят этакая постоянная гонка с Россией - кто больше сможет выработать либо средств поражения, либо средств противодействия. То есть это, в первую очередь, вопрос перехвата баллистики и аэробаллистики.

– А погода как-то влияет на использование врагом «шахедов»? В морозы, например, пишут, что они обмерзают.

– Да, есть такой момент. "Шахеды", как правило, сделаны из дешевых материалов и не очень надежны. Это просто одноразовое средство. Поэтому там мало уделяется внимания именно качеству производства. И иногда на морозе действительно проявляются все их дефекты, особенно в топливной системе и двигателе.

– Эта погода как-то влияет на наши возможности по их уничтожению? В морозы легче сбивать или нет?

- Конечно, сложнее на морозе работать. Я имею в виду физические возможности человека, мобильность групп в снег, мороз. Мобильность и эффективность сбивания, конечно, уменьшаются. Ибо человек - это человек. На морозе не так удобно и эффективно использовать весь свой ресурс для перехвата дронов.

Реактивные «шахеды» более уязвимы

– А на технику, электронику тех самых «Гепардов», которые сбивают "шахеды", погода как-то влияет?

– При таких температурах, как сейчас, – нет. В большинстве случаев вся эта техника тестировалась при температурах минус 40-50 °C. Есть такой общемировой параметр, что такое оружие должно работать без проблем до минус 50 °C. То есть это стандарт.

– Появилась информация, что россияне начали использовать некий новейший дрон «Герань-5». Чем он опасен?

– Любое средство поражения, у которого боевая часть 90 килограммов взрывчатого вещества, опасно. Но "Герань-5" – это фактически иранский дрон "Карар", дрон-камикадзе с реактивным двигателем, аналог "Шахеда-238".

Основная опасность от этих реактивных дронов – их скорость, примерно 550 км/ч, поэтому их гораздо труднее перехватить мобильным огневым группам. А в остальном – больше минусов, потому что реактивный двигатель излучает гораздо больше тепла и соответствующим образом влияет на возможности перехвата уже классическими комплексами ПВО. Поэтому его заметить, зафиксировать, сопровождать гораздо легче, именно из-за большего выделения тепловой сигнатуры. При этом он становится более уязвимым для ракет, ракетного оружия. И здесь наши зенитно-управляемые ракеты ПЗРК хорошо работают по нему, поэтому в принципе основная их задача – прорвать районы, где находятся мобильные огневые группы.

Ну и второй момент, отрицательный для россиян, – реактивный двигатель использует больше топлива, и он не может летать на таком расстоянии, как, например, «Шахед-36». У него дальность полета значительно меньше.