Крафтовое предприятие ”ФронтМед” в Шепетовке Хмельницкой области начиналось как попытка помочь ветеранам АТО найти себя в мирной жизни, а с началом полномасштабного вторжения РФ дает работу тем, кто потерял свой дом, - переселенцам и семьям военных.
О том, какую продукцию изготавливает "ФронтМед", как проект пережил “депрессивный период”, нашел новую команду и завоевал рынок, Коротко про рассказал его руководитель Сергей Груздо.
“Привлекали к работе переселенцев, которым помогали как волонтеры”
- Сергей, с чего все началось?
- "ФронтМед" начался с 2017 года. Это был такой симбиоз активных ребят, которые возвращались из АТО, и неравнодушных волонтерских организаций. Его основателями стали два друга - Максим и Вадим, которые и запустили инициативу сделать социальный бизнес на меду с нуля. Идея заключалась в том, чтобы привлечь военных к бизнесу и помочь им реализоваться в мирной жизни. Изначально это было социальное предпринимательство, задача была – поддержать людей, возвращавшихся к гражданской жизни.
Со временем образовался кооператив. Ребята проходили курсы, обучение по апитерапии - это лечение пчелами, специальные процедуры. Им помогали местные бизнесы, привлекались средства. Кооператив давал ветеранам возможность зарабатывать и поддерживать друг друга.
А через два года решили попробовать перевести кооператив на коммерческие рельсы. И с 2019 года "ФронтМед" начал работать как ФОП - и тогда это был больше ветеранский бизнес.
В начале полномасштабной войны наступил откровенно депрессивный период. Тогда казалось: все, конец. Многие люди из команды 2019 года, выехали, кто-то из ребят снова отправился на фронт, а в Шепетовку начали переезжать переселенцы.
Да и мы с женой после начала полномасштабной войны переехали из Киевской области ко мне на родину, в Шепетовку. Работали в гуманитарном хабе, помогали переселенцам, выдавали вещи, продукты питания. Затем нам предложили принять участие в восстановлении бизнеса после того, как старая команда разошлась.
- 2022-й был тяжелый. Когда в 2022 году начались отключения света, вы получили грант на солнечные панели и инвертор. Так что с электричеством вам было попроще?
- Да, вскоре мы смогли полностью переформатировать нашу деятельность, начали заниматься тем, чем занимаемся сегодня. Но, по сути, это уже новое предприятие: к делу подключилась новая команда.
Сейчас это классический e-commerce (продажа и покупка товаров и услуг через интернет. - Ред.). Мы продаем много продукции через сайт, представлены на всех крупных украинских маркетплейсах, развиваем соцсети. Параллельно у нас есть B2B-направление (Business-to-Business. - Ред.) - продаем продукцию в магазины, кофейни и супермаркеты. Это пока больше пилотный вариант, но он отрабатывается. Уже переросли довоенные объемы, хотя после войны начинали полностью новой командой.
- Вы, когда искали сотрудников, сразу ориентировались на тех, кто переехал из-за войны?
- В какой-то момент возникла ситуация: есть предприятие, которому нужны люди, и есть люди, которые к нам приходят, и мы им помогаем. Поэтому нам было легко привлечь их и к работе. Мы сразу предлагали трудоустройство и таким образом сформировали первую команду. Сейчас выступаем как CEO и как совладельцы этого бизнеса.
Что касается трудоустройства, приоритет у нас - либо ветераны, либо переселенцы. Также у нас на производстве работают люди с инвалидностью. Параллельно мы проводим различные акции, в которые привлекаем людей с особыми потребностями. Сегодня у нас официально работают 12 человек. 10 из них - переселенцы и члены семей военных.
- Как сейчас чувствуют себя ваши сотрудники-переселенцы? Они уже интегрировались на новом месте?
- Раньше бывало такое, что на производстве что-то громко упало - у человека сразу возникала реакция страха. Сейчас уже этого нет. Кто-то получил жилье, кто-то его обустроил. В целом люди чувствуют себя спокойнее, осваиваются и ведут, насколько это возможно, нормальный образ жизни. Приятно осознавать, что мы тоже внесли в их состояние свой вклад.
Также у нас есть акции в поддержку Вооруженных сил - мы передаем через волонтеров так называемую "подвешенную" продукцию, которую можно купить у нас на сайте. Недавно передавали нашу продукцию ребятам, которые находятся в госпитале на восстановлении. Бывает, что к нам обращаются благотворительные фонды и говорят, что нужна помощь - мы откликаемся. Также стараемся передавать наши продукты в образовательные учреждения, в школы.
Подарочные наборы – это перспективная ниша
- Давайте поговорим подробнее о вашей продукции - что вы делаете из меда?
- Изначально это был больше сегмент классической медовой продукции: медовые десерты, пасты, крем-мед - все, что связано с орехами в меде, сухофруктами, семенами и так далее.
Сейчас мы немного переформатировали подачу и движемся в сторону создания подарочных наборов. Это могут быть маленькие коробочки стоимостью около 200 гривен, а могут - большие персонализированные большие упаковки из дерева стоимостью 7-8 тысяч гривен. Также мы делаем кастомизированные изделия под заказ.
В целом вся продукция, которая входит в наши наборы, преимущественно собственного производства, иногда есть отдельные элементы от других крафтовых производителей.
Подарки и подарочные наборы - вообще перспективна ниша. А от «просто мед» отходим, так как его очень много на рынке. Стараемся придать продукту привлекательную форму, сделать его интересным.
- Крем-мед? Звучит интересно, что это такое?
- Это мед, приготовленный особым способом: его кристаллизуют до определенной текстуры, а затем добавляют различные натуральные ингредиенты - ягоды, шоколад собственного производства, семена, орехи.
Кроме того, мы сами делаем пастилу - без сахара и даже без меда, максимально натуральную. Это одновременно спортивный и детский сегмент, продукт, который можно спокойно давать детям даже в качестве прикорма и употреблять его регулярно, не опасаясь за фигуру.
Есть и классическая медовая продукция - сам мед. Также мы производим сушеные фрукты, свечи из натурального воска. Есть у нас и энергетические смеси - по типу ореховой пасты, но со своей рецептурой и архитектурой продукта, под другим названием. Это основная линейка. Есть и вспомогательные небольшие наборы, которые мы сейчас тестируем.
Акцент на здоровое питание
- А где берете мед?
- В зависимости от сорта меда покупаем его в разных регионах - там, где лучшее качество и, конечно, где это максимально выгодно.
Например, акациевый мед в основном берем в Черкасской области, потому что там большие массивы акации. Это очень специфический мед: его нужно собрать в правильном месте и строго в нужный период цветения. Если упустить момент или собрать раньше, может попасть другой мед, и тогда сорт уже будет смешанным. Настоящий акациевый мед остается прозрачным, долго не кристаллизуется и может храниться годами при правильном сборе.
Гречишный мед мы берем у партнера с Тернопольской области: он специализируется на гречке. А более распространенное разнотравье берем здесь, в Шепетовском районе. Если в Шепетовке нет нужного нам варианта меда, то в первую очередь ориентируемся на качество, а не на географию.
- Кто ваши покупатели? Они только из Украины или есть из-за границы?
- Сейчас с зарубежными рынками сложно: в каждой стране есть квоты на мед. В 2023 году мы отправляли много продукции в разные страны благодаря маркетплейсу Made with Brave. Но сегодня крафтовым производителям наладить экспорт медовой продукции за границу крайне сложно. Есть крупные поставщики меда, которые работают с квотами, поставляют его тоннами - там можно договориться. А для небольших производителей это всегда риск - проедет ли продукция через границу или нет. Поэтому сейчас мы это направление не развиваем.
А вот по Украине очень широкая география, практически во все населенные пункты страны – примерно 99% заказов отправляем через "Новую почту" или "Укрпочту".
- Что вам больше всего нравится из вашей продукции? Что вы сами употребляете?
- Наша семья вообще придерживается здорового питания. Ребенок у нас постоянно ест пастилу - это must-have. Я люблю мед, особенно мед с фундуком и клюквой - это мой любимый десерт. Жена Елена любит энергетические смеси - кунжут, разные семена, ей ближе этот сегмент. Фрипсы едим регулярно.
Так получилось, что наш бизнес органично вписался в наши жизненные принципы - здоровое питание, отсутствие вредных привычек, поэтому нам действительно близко и интересно то, чем мы занимаемся.
- А планируете что-то новое в новом году - новые рецепты, продукты?
- Обязательно, у нас каждый год появляются новинки. Мы постоянно изучаем рынок, и не только украинский. Считаю, что именно благодаря правильно выстроенной маркетинговой стратегии мы выживаем.
Те наборы, которые продавались до нас, уже себя исчерпали, поэтому мы полностью все переделали. Сейчас у нас нет ни одного продукта с прошлых времен. Каждый год создаем что-то новое, тестируем продукты и направления. Только за счет постоянного движения можно конкурировать, удерживаться и даже расти в такие времена.