Война, дикая природа и бешенство: Украина на грани зоонозной катастрофы

На фоне войны, которая ограничила привычные меры контроля дикой природы, Украина сталкивается с резким ростом численности животных - переносчиков болезней. Специалисты предупреждают о возможных рисках.

gettyimages.com

Новый скандал на фоне войны и частично из-за нее разгорается в Украине. Дело касается контроля над популяцией диких животных. Власти и ученые настаивают на жестком регулировании, а следовательно, и на отстреле и разрешении на охоту (что запрещено во время военного положения) на волков, лис и других хищников. Главный аргумент – риски бешенства и случаи заболевания, которые встречаются все чаще. Да и об опасности зоонозной катастрофы (массовое распространение болезней от животных к человеку) пора говорить вполне серьезно.

Но общественные активисты-экологи и зоозащитники категорически против отстрела. В первых числах декабря 2025 года представители экологических организаций подали официальную жалобу в комитет Бернской конвенции (Международное соглашение об охране дикой природы), утверждая, что Украина нарушает международные обязательства по защите видов, в частности волков, из-за бесконтрольных или непрозрачных программ регулирования численности.

Журналист Коротко про поговорил с экспертами и узнал, насколько масштабна проблема и что нужно делать стране, чтобы минимизировать ее риски.

Численность лис в лесах выросла в разы

Глава общественной организации «Мисливська рада» Адриан Прокопенко считает, что без восстановления баланса дикой природы Украину ждет как экологическая катастрофа, так и серьезные проблемы с распространением опасных для человека и продовольственной безопасности зоонозов (инфекций, которые передаются от животных к людям и наоборот: например, бешенство, лептоспироз, сибирская язва).

- Действительно у нас такая проблема, как увеличение численности диких животных, а также бродячих собак и кошек?

– Да, проблема существует и с каждым годом войны глобализуется. Весь цивилизованный мир контролирует численность диких животных, в том числе хищных, плотоядных, путем охоты. То есть для сохранения баланса в природе, нарушенного антропогенным влиянием человека (ведение с/х, свалки, автодороги, вырубка лесов и т.п.).

Лиса обыкновенная (главный разносчик бешенства) получила «тепличные условия» в Украине. Природный коэффициент прироста считается 200% в год, а при благоприятных условиях еще больше, ведь каждая самка ежегодно приносит от 2 до 12 щенков. Это очень пластичный вид. По состоянию на февраль 2025 года, популяция в Украине составляет более 250 тысяч лис (без учета помета этого года). То есть около 8 животных на 1000 га, а с пометом в этом году еще больше. И это при санитарных нормах от 0,5 до 1 особи!

Также в Украине стремительно распространяется такой инвазивный вид, как шакал, который фиксируется уже по всей территории Украины.

– Что по поводу одичавших домашних животных?

– К сожалению, их количество неуклонно растет, ответственность людей стала еще ниже в отношении домашних любимцев. Это может привести к непоправимым последствиям и поставить под угрозу существование видов, особенно нуждающихся в защите и находящихся в Красной книге Украины (ЧКУ). Эта ситуация также является антропогенным влиянием человека на дикую природу.

Поэтому, если увеличение бездомных животных в агломерации несет угрозу в основном людям, проживающим в городах, то в дикой природе увеличение представителей неестественных инвазивных видов может привести к экологической и зоонозной катастрофе и уничтожению целых видов.

Украину может ожидать еще одна катастрофа

– Правда ли, что сейчас дают «зеленый свет» на отстрел? Почему это нужно делать?

– Сама формулировка «дают зеленый свет» полностью неверна. Контроль численности диких животных абсолютной нормой для всего развитого мира, всех без исключения стран ЕС, США и Канады.

К сожалению, с началом полномасштабного вторжения в Украине эта деятельность ограничена. И это может обернуться катастрофой для дикой природы, для экономики и продовольственной безопасности страны из-за распространения африканской чумы свиней (АЧС), а также для жизни и здоровья людей, особенно в сельской местности и в городах из-за бешенства.

– О чем говорит международный опыт?

– Приведем простой пример: Германию, территория охотничьих угодий которой незначительно меньше территории угодий Украины. Ежегодно в результате постоянной охоты из природной среды изымается более 400 тысяч лисиц.

Во всем ЕС это делают практически круглый год. До полномасштабной войны в Украине это осуществлялось только в течение 5 месяцев и в светлое время суток, хотя лиса – ночной зверь. Сейчас отстрел вообще разрешен только в нескольких регионах.

– Какова ситуация в областях?

– По состоянию на сегодняшний день, в подавляющей части областей только начинаются специальные санитарные меры по попыткам урегулировать поголовье вместо полноценной работы по менеджменту дикой природы, и основной его задачей скорее является отбор биологического материала для контроля действенности перорального вакцинирования, ведь каждое животное должно идти на анализ выработки антител против бешенства.

Отметим, что и сама пероральная вакцинация в течение полномасштабного вторжения проводится в основном в тесном сотрудничестве Госпродпотребслужбы, охотничьих хозяйств, ответственных охотников и общин, ведь практика разбрасывания приманок из самолетов в военное время невозможна.

Проблема все равно острая для всей страны. Без восстановления менеджмента дикой природы Украину ждет как экологическая катастрофа, так и серьезные проблемы с распространением опасных для человека и продовольственной безопасности зоонозов.

Вакцинировать нужно даже квартирных котиков

Кандидат биологических наук Института зоологии им. И. Шмальгаузена, отдел мониторинга и охраны животного мира, Евгения Яниш также отмечает, что ситуация в Украине с бешенством сейчас катастрофическая.

– Численность диких животных, а также бродячих кошек и собак, которые могут быть переносчиками бешенства, с начала полномасштабного вторжения выросла в разы. Причем эта тенденция наблюдается не только на территориях, приближенных к зоне боевых действий, но и по всей стране. И действительно, в некоторых областях разрешили санитарный отстрел хищников, – говорит Евгения Яниш.

Вакцинация только диких животных не срабатывает, потому что она не охватывает все территории. В результате, у нас есть много непривитых домашних животных. На обширных территориях провести вакцинацию невозможно.

По словам Евгении Яниш, на Западе для сдерживания и преодоления бешенства работают четыре составляющие: отстрел, вакцинация диких животных, обязательная вакцинация домашних животных и популяризация информации и информирования.

– Что бы вам ни рассказывали зоорадикалы в розовых очках – без сокращения популяции при такой численности возможных переносчиков бешенства, как у нас, другие мероприятия не справляются. И да, в Европе этот метод также активно используется, – говорит Евгения Яниш. – Вакцинация диких животных – планомерная, многолетняя, одновременная и на всей территории. Иначе не сработает. Как вы думаете, сейчас у нас это возможно? И те, кто предлагают бороться с бешенством исключительно путем вакцинации, совершенно не понимают ни методов борьбы с бешенством, ни причинно-следственных связей.

Также важно обязательно вакцинировать домашних животных.

– Даже котиков, которые не выходят за пределы квартир. К сожалению, у нас большинство населения, в частности в селах (где большой риск контакта с переносчиками бешенства), это полностью игнорирует. Популяризация среди населения информации о бешенстве, средствах борьбы с ним, симптомах и действиях в случае риска заражения должна звучать на всех уровнях, государственном – в первую очередь, из любого утюга, – добавляет Евгения Яниш.

Все эти этапы должны применяться в комплексе. Только тогда они сработают.