«Мужа забрали в ТЦК, неделю не выходит на связь, что делать, где искать?» - это типичный вопрос, часто возникающий в группах, где родственники мобилизованных ищут юридической поддержки. И нередко случается так, что человек, вместо того чтобы действовать, должен выслушивать пустые или не очень полезные советы типа: «не старайтесь, вы ничего не сделаете».
Как быть в ситуации, когда о родном человеке нет информации, как можно ее получить, как регламентируется в армии мобильный телефон и какая специфика пользования им во время службы - на эти вопросы Коротко про помог искать ответы военный адвокат, юрист Центра оказания поддержки ветеранам Роман Лихачев.
За разъяснением – в ТЦК
Сегодня внезапное исчезновение мужчины военнообязанного возраста чаще всего связано с его визитом в ТЦК и СП или задержанием во время проверки военно-учетных документов. И на уровне Уполномоченного по правам человека Дмитрия Лубинца, и на уровне самих терцентров комплектования не раз было признано, что отбирать у гражданина мобильный телефон никто не имеет права. Так же, как и лишать возможности проинформировать родных о том, что с ним произошло. Если помещение, где с человеком работает ВЛК или уже оформляется мобилизация, в ТЦК называют «режимным», военкомы должны предоставить комнату, откуда можно поговорить по телефону без помех.
Это в теории. А на практике случаи, когда семья мобилизованного остается в неведении, часто бывают. Телефон пропавшего выключен, тревога нарастает… Адвокат подчеркивает, что вместо паники нужно воспользоваться правом требовать разъяснения от ТЦК.
– Но все нужно делать правильно. У нас две проблемы: одна – плохое взаимодействие ТЦК с гражданами, другая – непонимание граждан, как надо поступать. Очень часто приходится слышать или читать, что «в ТЦК ничего не хотят говорить». Так и мне говорила одна женщина, а по факту выяснилось, что ни с одним ответственным лицом в терцентре она не общалась. Пришла к дневальному на воротах, который знает только то, что он в наряде, что-то от него хотела, тот ничего не понял и нахамил посетительнице, - вспоминает Роман Лихачев.
Что нужно сделать: написать на е-mail ТЦК и СП (адрес легко найти в интернете или на сайте Минобороны) запрос о предоставлении информации о родном человеке. Запрос можно отправить по почте, но это заберет время на пересылку. Если вы теряетесь в формулировках, можно обратиться к юристу или на линию бесплатной правовой помощи 0 800 213 103.
– В ТЦК формируется список команды. Там точно знают, куда направили человека. Ответ должен поступить в срок от одного до пяти суток, – отмечает Роман Лихачев.
Чем поможет форма №5
Многие родственники мобилизованных считают, что ТЦК и СП должны сами информировать их о том, что к ним доставили такую-то личность и куда ее потом направили. Должны разочаровать: нормативными актами такое информирование не предусмотрено.
- Представители ТЦК и СП не имеют права применять к человеку принуждение. Доставка человека в терцентр – это полномочия исключительно полиции. Представитель полиции составляет протокол об административном задержании и должен сообщить об этом ближайшим родственникам. Я знаю многие такие случаи, когда сообщают и даже вызывают, как того требует порядок, адвоката по линии безвозмездной правовой помощи, - обращает внимание Роман Лихачев. - Если задержания не было или полиция о нем не сообщила, ТЦК и СП не обязаны оповещать родных.
То есть инициатива опять-таки должна исходить из семьи.
Что следует сделать: кроме запроса на информацию о человеке, написать в ТЦК и СП заявление на выдачу формы №5 – это справка о прохождении службы, в которой указывается воинское звание, название воинской части или подразделения, где находится мобилизованный.
Какие правила в учебном центре
Из ТЦК и СП у мобилизованного один путь – в распределительный пункт, а оттуда – на учебный полигон, где он в качестве курсанта будет овладевать боевой наукой. За своим владельцем будет путешествовать и мобильный телефон, который рано или поздно обязательно «оживет». Момент в том, что, когда утверждался Устав внутренней службы ВСУ, сотовая сеть только начала развиваться в Украине, своего регламентирования в военной «библии» она не нашла. Минобороны приспособило смартфоны под цифровые приложения «Резер+» и «Армия+», но устойчивого порядка использования в воинских частях не составило. Решения принимают командиры на местах.
- Прямого запрета на использование мобильного в армии нет. Поэтому, когда говорят, что мобилизованному вообще не дают выходить на связь с родными, это неправда. Правда в том, что в учебных центрах не разрешают пользоваться мобильными в режиме 24/7. В некоторых частях выдают телефон для связи с семьей раз в неделю, в некоторых могут чаще. Это вопрос не комфорта, а безопасности: когда на полигоне скопление людей и у всех включены телефоны, больше возможности для врага наводить ракеты, – объясняет Роман Лихачев.
Адвокат отмечает, что забрать мобильный телефон у военного не могут, потому что это личное имущество. Но его могут взять на хранение.
– Знаю военнослужащего, который просто с учебных позиций делал видео для своей любимой и в режиме реального времени выкладывал в тикток. Человек просто не понимал, что такое меры безопасности.
Адвокат уверяет, если у мобилизованного забрали телефон, в течение недели отдадут. Другой вопрос, что во время звонка родным человек не всегда может нормально объяснить, где находится.
– Из личной практики: спрашиваю у курсанта, где он находится. Говорит, не знаю, на КПП стою. Так на воротах же, говорю, есть номер воинской части. В ответ удивленно: о, точно! И это говорил с человеком, который уже месяц служит. И даже в военном билете ставят отметку, мол, зачислен в в/ч №...
Поэтому родственникам во время первого разговора следует сразу задавать вопросы так, чтобы человек дал четкий ответ. Роман Лихачев напоминает, что в учебных центрах даже дают номера "Новой почты", на которые можно направлять посылки. Самого курсанта за ними, конечно, не пустят, но есть ответственный, который собирает и приносит их в часть.
В боевой обстановке
Наибольший страх – это потерять связь с родным человеком, который после учебного центра попадает на боевые рубежи. «Я прошу сына ничего не писать, не говорить, а просто ставить «плюсики», чтобы знала, что он жив. Не разрешают!» - пожаловалась одна из пользователей соцсетей. Адвокат говорит, что в боевых воинских частях порядок тот же, что и на полигоне - безопасность превыше всего.
– Военные могут свободно общаться с родными, когда отходят с боевых позиций на восстановление. Что касается пребывания в так называемой «серой зоне», то, во-первых, там не всегда есть Старлинк. Во-вторых, если военный начнет ставить «плюсики», вражеские средства РЭБ зафиксируют, что идет сигнал, и на него направят минометный огонь, – приводит пример Роман Лихачев. – К сожалению, есть моменты, когда родственникам приходится терпеть и ждать. Или воспользоваться другими каналами информации о военном.
Можно ли брать номера телефонов командира, побратимов
В вопросах коммуникаций во время военной службы очень много субъективных моментов. Проще говоря, все зависит от порядков, установленных командиром.
– Большинство адекватных командиров позволяют военным передавать свои контакты родственникам, – говорит Роман Лихачев, – В других случаях это могут быть контакты заместителя по воспитательной работе или представителя службы военно-гражданского сопровождения. По согласию побратимов можно передать их телефоны – законом это не запрещено.
Адвокат объясняет, когда военный прибывает из учебного центра в часть, где будет продолжать службу, он заполняет анкету, где должен указать контакты близких родственников.
– В это же время следует спросить, какие номера телефонов он может передать своим родным для обратной связи. И бывает так, если никто не спрашивает – то и не скажут. Хотя во многих бригадах телефоны, по которым можно обращаться, дают на первом занятии. Было бы хорошо, чтобы разработали стандартное сообщение для родственников с несколькими телефонами и проверяли, чтобы человек посылал их по адресу.
В то же время юрист замечает, что родственники должны разумно пользоваться возможностью получить информацию или решить какой-то вопрос.
- У меня был случай, когда у военного появилось основание получить увольнение. Его жена обрывала телефоны командиров и мои с жалобами, что не хотят ее любимого отпускать. А оказывается, что военнослужащий рапорт не подавал, хочет дальше служить. Жена в крик: "почему это он решает, когда должна решать я!". Так бывает, что человеку в армии хорошо, - вспоминает Роман Лихачев.
Куда еще можно обращаться
За информацией о военном можно обратиться:
- в ТЦК и СП, где мужчина ранее состоял на учете (терцентры держат связь с воинскими частями),
- на горячую линию Центра подготовки подразделений Вооруженных сил Украины, если человек проходит БОВП (базовую общевойсковую подготовку): +38(063) 216 88 21,
- на горячую линию Министерства обороны: 15-12,
- на горячие линии бригад, которые можно найти по ссылке.
Если военнослужащий уже в бригаде, адвокат рекомендует звонить именно туда, потому что в бригаду направят запрос и с горячей линии Минобороны. Проще получать информацию напрямую, чем через посредника.
– Мы так интересовались судьбой одного военного. Нам ответили: данных о том, что что-то произошло, нет, военнослужащий находится на выполнении боевых заданий, после завершения задания будет дополнительная информация, - приводит пример Роман Лихачев.
Но надо признать, в соцсетях много нареканий, что телефоны бригад либо вне зоны, либо никто не отвечает. Но это, к сожалению, война, а не магазин с акциями. Надо запасаться терпением и настойчивостью.
- Не хочу никого обидеть, но должен сказать, что большинство людей, которые пишут, что у них ничего не получается, ничего и не добиваются, - констатирует юрист.
Еще Роман Лихачев предупреждает, что от командиров или горячих линий бригад не стоит требовать ответа на вопрос, не погиб или не пропал ли родной человек без вести. По действующему алгоритму такие уведомления воинская часть должна посылать в ТЦК, а оттуда сообщают родственникам.
Требуется аналог полевой почты
С проблемами коммуникаций в определенной степени связано распространенное военное преступление: СОЧ. Мы становимся настолько зависимыми от смартфонов, что и несколько часов отлучения от экрана может показаться пыткой. А если телефон забирают на несколько дней, неделю?
– По инициативе военного омбудсмена в одной учебной части провели эксперимент: стали выдавать телефоны ежедневно на короткий срок. Количество СОЧ там заметно снизилось. Переживают за родных не только гражданские, которые "там". Военные, которые «здесь» могут потерять рассудок, если не получают известия из дома, и самовольно покинуть часть. У кого-то жена должна родить, кто-то переживает за ребенка, мать, отца, - отмечает Роман Лихачев. - Когда я служил в армии, мобильных телефонов не было, для нас были праздником дни, когда в часть приносили письма из дома.
Вот и сейчас, рассуждает адвокат, стоило бы разработать электронный аналог полевой почты - ресурс, на который родственники могли сбрасывать сообщения для военных, когда те не на связи, а командир передавал бы их на словах или по рации.