“Слушать многое невыносимо”: как в сети реагируют на заявления Бабарико и Колесниковой

Украинские журналисты и белорусские эмигранты прокомментировали пресс-конференцию освобожденных политзаключенных в Чернигове.

Photo by Maksym Kishka/Anadolu via Getty Images

Украинские журналисты и белорусские эмигранты поделились своими впечатлениями от пресс-конференции Виктора Бабарико и Марии Колесниковой, которая прошла в Чернигове. В частности, они отреагировали на нежелание бывших белорусских политзаключенных комментировать войну в Украине и воюющих за Украину белорусских добровольцев.

Игорь Лосик, автор телеграм-канала «Беларусь головного мозга», освобожденный 11 сентября, считает, что “каждый взрослый и разумный человек должен был определиться со своим решением еще в 2014 году”.

Даже в условиях режима полной изоляции существовали разные способы узнать о событиях войны в Украине, и после освобождения все, с кем я разговаривал, удивлялись тому, как много я знаю. Ведь заключенные в лагерях жили только этими новостями и делились ими друг с другом. А смотря ТВ, они просто включали критическое мышление и делали правильные выводы. Это под силу даже младенцу.

Но мои взгляды на то, кому принадлежит Крым и кто является агрессором, сформировались не после войны и не после того, как мои украинские родственники с самого начала отправились воевать добровольцами и погибли там от рук войск Путина. Мне кажется, каждый взрослый и здравомыслящий человек должен был решить это еще в 2014 году, когда Путин оккупировал Крым и Донбасс и сбил малайзийский «Боинг». Странно, что в 2025 году, даже с учетом многих лет заключения, нельзя ответить на эти простые вопросы.

Создатель интернет-проектов «Мая Краіна Беларусь» и «Усы Лукашенко» Сергей Беспалов, 5 марта заочно приговоренный в Беларуси к 18 годам заключения, считает, что Виктор Бабарико играет на внутреннюю аудиторию в Беларуси.

- Хочу начать с главного: Виктор Бабарико был тем кандидатом, который разбудил самую нейтральную публику в Беларуси. По факту он был самым популярным - ни Тихановский, ни Цепкало, ни другие не имели такого процента поддержки по стране, какой был у Виктора Бабарико. Именно его больше всего испугался Лукашенко.

Почему? Потому что Бабарико играл на его поле. Он был, в каком-то смысле, воплощением самого большого страха Лукашенко - умел балансировать между Россией и Западом, говорить «и вашим, и нашим», стараясь понравиться всем. Именно поэтому он разбудил столько сердец.

Да, по взглядам это не мой кандидат. Мой кандидат - Кастусь Калиновский: тот, кто берет косу в руки и идет делать дела, рубя головы. Но сейчас время таких горячих патриотов прошло. Более того, я согласен с Бабарико: сегодня такой кандидат в Беларуси был бы высмеян и набрал бы, в лучшем случае, заветные 3%.

Мы все видели опросы Chatham House. И цифра в 44% за союз с Россией выглядит вполне реалистично. Не потому, что белорусы вдруг «перестали быть белорусами», а потому что независимые медиа вынуждены существовать в эмиграции, тогда как пропаганда - и путинская, и лукашенковская - работает внутри страны. Причем работает системно и, увы, последние пять лет довольно успешно.

Беларусь сейчас, по всем замерам, все больше уходит в пророссийскую сторону. Последние 25 лет у нас без перерыва крутятся НТВ, Киселев и вся эта шляпа, а начиная с 2014 года это стало особенно токсично - въедается прямо в мозг, разъедает кору так, что абсолютное большинство за последние 10 лет если не «за» Россию, то уж точно не «против». И если вспомнить 2020, то там не было лозунгов против России, а митинг Северинца против интеграции с Россией собирал 1000 человек (знаю, так как сам там был).

Плюс все эти «ништяки», которые дает Россия: открытая граница, союзное государство, равные права для работы и так далее. Я еще раз скажу: я против всего этого. Но так сложилось, что большинство наших сограждан, живущих в Беларуси, - за.

И именно поэтому в 2020 году самым популярным кандидатом был Виктор Дмитриевич Бабарико. Он был простым, не колхозным, как Саша, открытым и готовым решать все «по закону». Для меня тогда это выглядело наивно. По закону с Лукашенко? Вы серьезно? Но так хотели, так верили - и таким Виктор Дмитриевич и остался в 2020 году. Он буквально живет 2020-м, а еще у него сын в плену, не стоит этого забывать.

Хорошо это или плохо - так есть.

Я думаю, впереди нас ждет новая третья сила оппозиции за рубежом - не такая, как все, некое продолжение линии Ивана Кравцова, к которому я отношусь с уважением. Лично меня это устраивает: плюрализм мнений, новый глоток воздуха. Всегда хорошо.

Не нужно сразу плеваться. Они пытаются работать на тех, кто внутри страны. Если у них получится - это будет прогресс. Ведь, по сути, именно их усилиями в 2020 году и получился тот яркий год. Может, снова разожгут этот огонь. Белорусы, вы же невероятные? Дайте им простор. Не мешайте. И ждите!

Бывший заложник так называемой “ДНР”, журналист LIGA.net Владимир Фомичев назвал пресс-конференцию белорусов очередным доказательством того, что бывших пленных не нужно приглашать на интервью сразу после обменов.

- Люди годами сидели в тюрьмах, в информационном вакууме, обрабатываемом телевизионной пропагандой. Эти белорусские политзаключенные были примерно в таких же условиях, как мы – украинские гражданские пленные. Сели за политику и позицию, над ними годами издевались, их избивали, изолировали. Теперь они говорят свои мысли со времени, когда их посадили - в 2020 году. Я очень надеюсь, что впоследствии они не попадут под влияние Навальной и деструктивной секты ФБК имени Волкова, разберутся в том, что действительно происходит, и будут говорить адекватные мнения. В противном случае будет очень жаль.

Аналогичное мнение высказала шеф-редактор «Детектор медиа» Наталья Лигачева.

- Не надо освобожденным белорусам давать пока никаких пресс-конференций. Пять лет в тюрьме – долгий срок, чтобы потерять чувство реальности. К тому же у них остались в Беларуси близкие. Они хотят, чтобы отпустили других друзей и коллег. Но слушать многое, что они говорят сейчас – невыносимо. Им нужна пока реабилитация и вхождение в контекст всего того, что произошло за эти пять лет... И чтобы к ним близко не подпускали "хороших россиян" при этом…

Издание LB.UA отметило, что Виктор Бабарико на пресс-конференции дал понять, что бывшие политзаключенные не могут говорить откровенно, потому что "внутри системы остается еще много людей, которые в зависимости от того, что мы скажем, будут получать, как правило, минусы, а не плюсы".