С 10 декабря в Австралии вступил в силу новый закон: детям до 16 лет запрещено иметь аккаунт в социальных сетях (то есть размещать информацию и комментировать). Как заявляют власти, они пошли на такой шаг, желая защитить подростков от ментальной перегрузки, цифровых манипуляций и нарастающей игровой зависимости.
Поскольку Австралия - первая страна в мире, которая решилась на столь масштабное ограничение, запрет вызвал масштабную дискуссию. Психологи, учителя, родители да и просто любопытные начали обсуждать, чем решение австралийских властей может обернуться для общества, родителей и самих детей, и, конечно, рассматривается вопрос, возможно ли повторить подобный шаг в других странах.
Своими мыслями о том, насколько хороша идея запрещать детям соцсети, с Коротко про поделилась психолог, арт-терапевт и специалист международной благотворительной организации SOS Children`s Villages Ольга Голубицкая.
Из-за соцсетей дети фактически теряют детство
- Ольга, с 10 декабря в Австралии запретили соцсети для подростков. Пожалуй, в этом решении есть свои плюсы и минусы. А что об этом думают психологи?
- Если мы возьмем весь объем вреда, который наносят социальные сети, и бонусы, которые они приносят, то, думаю, преимущество будет за запретом. Дело в том, что дети до 12, 13, 14 лет очень уязвимы, их критическое мышление не такое, как у взрослых. Они иначе потребляют информацию, они очень открыты к деструктивному влиянию, а последствия, которые вызывает такое влияние по всему миру, потом очень сложно исправить. Вред, который наносят социальные сети детям, особенно TikTok и Instagram, довольно серьезен.
Надо понимать, что запрет соцсетей - это не история о том, что Австралия запрещает детям общаться. Она мотивирует к живому взаимодействию, кружкам, контактам. Им не запрещают разговаривать по телефону. То есть социальный контакт остается, но теперь деструктивного влияния станет меньше. Поэтому, считаю, решение австралийских властей принесет больше пользы, чем вреда.
Сказать, что есть идеальное решение данной проблемы нельзя: да, детям нужно общаться, но из-за соцсетей они утратили навык живого общения.
- Вы говорите, что последствия уже можно увидеть по всему миру. Что вы имеете в виду?
- Я могу рассказать о последствиях, которые вижу у наших подростков, а также о том, что читала в мировых новостях.
Есть не только то, что мы видим, как люди, или можем прогнозировать, как психологи, есть конкретные данные, которые приводят разные организации. Например, есть скандал с компанией Metа. Они проводили исследования о вреде социальных сетей, а когда поняли, какими будут результаты, прекратили исследования. На них подали в суд. Сейчас идет разбирательство с обнаруженными данными, особенно о вреде соцсетей для подростков, о том, как алгоритмы подкидывают им вредный контент.
Могу заявить из собственного опыта: я 15 лет работаю с детьми и взрослыми и могу наблюдать, как меняется реальность детей и подростков, как они общаются, какие проблемы имеют. Из-за пандемии и полномасштабного вторжения дети меньше контактируют вживую и теряют стремление к этому, они становятся зависимыми.
- Но на том же YouTube много и полезной информации. Кстати, он в Австралии, как я поняла, под запрет не попал.
- Да, казалось бы, YouTube - достаточно полезная платформа. Но сейчас я слышу от многих детей 10-12 лет, что они смотрят российских блогеров, и это невозможно остановить. Они проводят все свободное время в сети, у них нет мотивации идти общаться с другими подростками, исследовать себя, изучать мир, развиваться. У них есть только реакции на видео, игры, соцсети.
Они очень сфокусированы на том, какой образ транслировать, как презентовать себя в Instagram и TikTok, как подражать YouTube-блогерам. Фактически они теряют детство, утрачивают способность выстраивать фундамент своей психики, формируют основу для зависимого и агрессивного поведения, потому что не формируют нужных для жизни навыков. Когда они выходят в реальный мир, он вызывает раздражение, обиду, недовольство.
- Но ведь запрет может привести к бунту, проблемам с родителями, кто знает, может, даже к побегу из родного дома…
- Что касается побега из дома - это ведь не родители запрещают соцсети, это масштабный запрет, другая категория ситуации: дети потеряют доступ к соцсетям не по вине родителей. Вызовет ли это бунт? Да, вызовет. У многих сформировалась зависимость, фактически речь будет идти о “ломке”, когда не хватает привычного воздействия.
Но если Австралии удастся грамотно все организовать - хорошая коммуникация с обществом, предложения, чем можно заняться вместо соцсетей, четкое объяснение причин своего решения, обнародование данных исследований, на которые они опираются, правильное взаимодействие с родителями - тогда общество сможет это пережить. Хотя без бунтов, сопротивления и разных сложных ситуаций не обойдется: людям намного легче уйти в соцсети, чем строить живую коммуникацию.
Дети будут уходить из дома в тех семьях, где нет контакта, где нарушена коммуникация между родителями и детьми, где родители не объясняют позицию общества, не устанавливают связь.
Уйдут те дети, которые и так живут в одиночестве. Будет очень тяжело, если австралийская система не предложит альтернативы, тогда это может стать проблемой. Дети потеряют связь с теми, кто у них онлайн, но не будут знать, куда пойти и с кем общаться вживую.
При запретах важно предлагать альтернативу
- Даже взрослым было бы сложно, если бы ввели такой запрет для них.
- У взрослых тоже есть зависимости и потеря навыков общения, что уж говорить о детях с незрелым мозгом. Лимбическая система, ответственная за регуляцию эмоций, у них еще не сформирована. У детей и подростков нет стоп-сигналов, которые есть у взрослых, не развита зона контроля, они физически не могут остановиться, попадая под влияние соцсетей. Это не только эмоциональное влияние, в организме происходят другие процессы.
А ведь соцсети - главный инструмент тех, кто занимается торговлей людьми, торговлей детьми, совершает сексуальное насилие. Атаки российскими спецслужбами на наших детей тоже происходят через соцсети. Поэтому это действительно очень специфическая сфера.
- Есть ли разумные способы ограничить соцсети, например, у нас, чтобы ребенок не сидел там целыми днями, но при этом имел общение?
- Это очень непростая задача для всего мира, нет идеальной стратегии контроля детей. Вероятно, Австралия пришла к радикальному шагу, потому что сначала они пытались использовать родительский контроль и другие меры.
Что может быть профилактикой опасностей, которые могут нести в себе соцсети? Это выстраивание контакта родителей с детьми дома, обучение родителей, организация времени без телефона, семейное общение без гаджетов. Очень часто вечером вся семья сидит рядом, но каждый - в своем телефоне, контакта нет. Тогда дети идут в соцсети и компьютер, которые становятся для них объектами доверия, почти как живые существа. Дети начинают относиться к гаджету как к человеку, испытывают к нему эмоции, потому что нет участия взрослого, который разделил бы с ними чувства.
Подростки и дети, которые рассказывали мне о зависимости от YouTube-блогеров, говорили, что смотрят их, потому что блогеры вызывают у них эмоцию доверия. Они чувствуют, будто с кем-то общаются, присутствуют в жизни другого человека. Фактически они говорят о голоде по контакту с безопасным взрослым.
Соцсети временно закрывают эту пустоту, но последствия потом исправить крайне сложно. Победить детскую зависимость тяжело: мозг еще нестабилен, мало опор. Это длительная и сложная работа по реабилитации и формированию новых навыков общения.
- Но ведь может быть так, что соцсети запретили, ребенка там больше не будет, но он уйдет в игры или будет компенсировать это другими развлечениями в интернете?
- Да, но как я поняла, Австралия пытается охватить всю сферу мошеннических вмешательств в жизнь детей, манипуляций и торговли людьми. А зависимость - игровая в том числе - возникает от отсутствия контакта, когда ребенок не знает, чем заняться, как получать позитивные эмоции без гаджета, без компьютера.
Ко мне сегодня приходил мальчик 11 лет. Я его спрашивала: о чем мечтаешь? Он ответил: о большом компьютере и множестве игр. Я сказала ему, что в моем детстве не было компьютеров и соцсетей. Он был в шоке: как вы жили? У ребенка нет представления, что можно пойти поиграть, почитать, порисовать, что-то сделать руками. Мозг не генерирует альтернативных сценариев.
Поэтому я считаю, что Австралия вместе с запретом должна предложить что-то взамен. Если соцсети запрещены, как ребенок может реализовать потребность в коммуникации? Нужно давать варианты. Тогда это не лишение свободы, а изъятие токсичной среды и предложение других возможностей. В этом случае процесс отказа от соцсетей пройдет легче.
- Вероятно, новая реальность станет задачей со звездочкой не только для детей, но и для родителей. Им тоже придется что-то менять.
- Да, до запрета взрослым тоже было удобно: ребенок сидит в телефоне, им не мешает. Многие родители будут испытывать сопротивление, ведь теперь придется занимать детей, проводить с ними время, предлагать варианты досуга. Например, скачивать безопасные видео с YouTube, не давая доступ ко всему контенту. То есть делать то, что делали родители до появления компьютеров.
Для родителей это тоже будет стресс: некоторые с раннего возраста давали малышу телефон, чтобы ребенок ел под мультик или не капризничал. Вместо выстраивания контакта и формирования нормального пищевого поведения ребенку ставили гаджет, чтобы он даже не чувствовал, что с ним происходит.
А теперь перед взрослыми стоит новая задача - родителям придется быть родителями.