Елена Узлюк – о комедии «Випробувальний термін», юморе в кино, секретах красоты и семье

Актриса поделилась интересными историями из жизни.

предоставлено командой фильма «Випробувальний термін»

С 8 января в широкий прокат выходит романтическая комедия «Випробувальний термін». Режиссер Ирина Громозда признается, что хотела сделать историю, в которой каждый увидит себя – со всеми слабостями, самоиронией и верой в любовь.

Известного и влиятельного психолога Екатерину Александровну, которая привыкла учить других «не сопротивляться жизни», прощать и двигаться дальше, играет актриса театра, кино и дубляжа Елена Узлюк. Однако большое испытание ждет и ее героиню.

В интервью Коротко про Елена Узлюк рассказала о своей роли в фильме «Випробувальний термін», о том, почему для нее важен интеллектуальный юмор в кино, о 33 годах в Молодом театре, работе в «Уроках толерантності», как мечтала стать певицей, но в конце концов пошла в театральный, о дочках, уходе за собой и мечтах.

Хочется, чтобы юмор был интеллектуальный, со вкусом

– Елена, по сюжету, ваша героиня Екатерина Александровна – известный психолог, который  работает с самыми сложными человеческими историями. Что волнует героев фильма?

– Это история о любви во всех смыслах этого слова. О поиске себя, об осознании своих ошибок. Но поскольку это все-таки романтическая комедия, а не трагедия, будет хэппи-энд, ярко, весело и душевно. На мой взгляд, где-то зритель сможет увидеть и себя. Зритель сможет задуматься над чем-то и отдохнуть.

– Вам какое кино сегодня ближе? Где самой хочется играть?

- Очень скрупулезно отношусь к предложенным мне ролям, особенно сейчас. Даже если это легкий жанр, а он сейчас очень нужен, хочется, чтобы юмор был достойным, интеллектуальным, со вкусом. Это для меня очень важно.

Люблю глубоких и сложных персонажей, с которыми можно погрузиться в поиск жизненных смыслов, через которые я могу выразить свои чувства и взгляды. Вообще создавать абсолютно разных персонажей, работать в разных жанрах, не повторяться – это едва ли не самое большое удовольствие.

- Вы метко подметили о юморе, что он должен быть интеллектуальный, со вкусом. Это не часто бывает в наших комедиях, ведь вместо этого - много примитивизма.

– Это болезненный вопрос! Творить хороший юмор всегда было непросто. Когда вижу, как большой зал восторженно заходится от тупых шуток, у меня вздрагивает сердце. Весь этот стыд бессовестно производится и с наслаждением проглатывается. Есть спрос – есть предложение.

К счастью, есть много людей, которые буквально охотятся за хорошим кино, спектаклями, книгами. Это дает надежду, что мы не захлебнемся в «творческой» грязи.

Мой личный рецепт: быть со своими, с теми, с кем ты на одной волне. Если люди не понимают и не воспринимают юмор друг друга, нужно разбегаться или даже спасаться.

- Вы сама хороший психолог? Актеры часто говорят, что любят наблюдать за другими, а это уже определенный психологический анализ.

- Еще в театральном нас учили, что ты должен наблюдать и складывать в свою корзинку все впечатления и чувства. Сама профессия способствует расширению видения мира, развитию психологических навыков.

Помню, что еще с детства меня интересовали такие недетские вопросы. Когда училась – были мысли перевестись на психологический факультет. Актерство не оставила, но любовь к психологии и философии только окрепла. Много читала профессиональной литературы, художественная вроде бы не давала мне такой глубины. В одних книгах находила ссылки на другие, а на столе были кипы книг – прекрасное время моих личных открытий.

Позже ощущала, что мне это помогает в работе. Собственно, прихожу на репетиции или съемочную площадку не «пустой», а уже со своими размышлениями и предложениями. Поэтому психология – это моя любовь.

– А в жизни эти знания помогают разбираться в людях?

– Разбираться в ситуациях и отношениях могут помочь только знания. А в людях разобраться, думаю, скорее помогает интуиция и сердце.

– У вас, как у актрисы, был испытательный срок на работе? Есть ли вообще такое в актерской профессии?

– Лично не сталкивалась с испытательным сроком. Только были пробы. Но, конечно, желание попасть в тот или иной проект тоже можно приравнять к какому-то испытанию. Особенно, когда ты очень хочешь туда попасть, понимаешь, что можешь сделать классно.

– Вам в жизни много отказывали? Вот когда вы понимали, что можете сделать классно, очень этого хотели, а брали кого-нибудь другого? И как вы относитесь к отказам?

- В юном возрасте отказы болезненны и травматичны. Конечно, это было в моей жизни. Думаю, если бы не набила тогда лоб - не была бы так умна сейчас!

Сегодня к отказам отношение совсем другое. Первоначально мне важно сделать классно, чтобы не было ощущения, что ты что-то не доделал, а дальше - уже как сложится.

Не люблю скандалов, примыкать к каким-то группам

– Вы 33 года в Молодом театре. Как ваша судьба складывалась в театре в течение этого времени? Особенно, когда истории с обвинением в сексуальном и моральном насилии Андрея Белоуса, которому объявили уже подозрение, начали предавать огласке.

– Поскольку я нахожусь там уже столько лет, то, наверное, по доброй воле, а не по той причине, что мне некуда идти. Конечно, были разные ощущения, разные руководители. Например, Виктор Александрович Шулаков, который, собственно, меня и пригласил в театр, был, как мне казалось, довольно требователен ко мне или даже придирчив. Или так казалось… Но это был мой первый режиссер в театре, и я очень болезненно все воспринимала. Было много слез, самокритики, самоуничтожения какого-то. Но, в конце концов, это трансформировало меня в более уверенную и более свободную версию себя.

Был момент, когда хотела уйти из театра. Середина 90-х – сложные времена для театра. Какие-то свары… Не люблю скандалов, примыкать к каким-то группам. Была опустошена этим и думала: если это так, зачем оно мне? И просто написала руководителю заявление на увольнение. Но он разорвал его и сказал: «Так же будет не всегда. Именно такие люди, как ты, должны быть в театре». И выставил из кабинета.

Это жизнь, бывает разное. Здесь, на мой взгляд, главное, как ты себя позиционируешь, насколько приобщаешься к интригам. Я была с теми людьми, которые мне приятны, дороги, с которыми у меня общие взгляды. А те люди, которые творили какие-то чудеса, что-то говорили за спиной, – это уже их проблема, не моя.

Что касается истории с Белоусом, сознательно поддержала молодежь и была среди тех 46 человек, которые поднялись на собрании. Я не была жертвой. У меня не было открытых острых конфликтов с Белоусом, каких-то притеснений с его стороны. У меня нет на него какой-то личной обиды. Более того, в течение этих лет не была привлечена к его работам, кроме двух последних спектаклей – «Кролик Гарві» и «Небезпечні зв'язки».

Но моя поддержка молодежи была абсолютно мотивированной, взвешенной, потому что наблюдала за его работами. Они были профессиональные, красивые, но духовная сторона и выражение каких-то вещей меня просто смущали. Однако не могла предъявлять какие-то свои претензии, ведь это его работы, особенно, когда не имела никакого отношения к этим работам.

К сожалению, слышала от девушек все эти истории. Была шокирована и было сложно осознать, что ведется такая двойная жизнь. Я выслушала их по-дружески, по-матерински. Было ощущение, что рано или поздно это таки должно взорваться.

– Вы вспомнили, как во время учебы заинтересовались философией и психологией. Но перед тем, как поступить в институт им. Карпенко-Карого, окончили вокальное отделение Киевского эстрадно-циркового училища. Хотели быть певицей?

– Да, это была моя прекрасная мечта, с детства пела в детском хоре. Достаточно поздно пошла в музыкальную школу, поэтому за три года закончила пять классов по фортепиано. Когда у меня еще не было инструмента – прикоснуться к нему было настоящим счастьем. Хорошо помню эти ощущения. После восьмого класса поступила на вокальное отделение в эстрадно-цирковое училище, ведь очень хотела петь.

Но одной из дисциплин у нас было и мастерство актера. Преподавал ее Александр Самсонович Заболотный. Мы все его уважали. Это был наш Бог. У меня начало складываться с мастерством актера, но тогда абсолютно этого не осознавала. Даже не могла понять, почему на моих выступлениях, экзаменах так бурно реагируют студенты, почему мне говорят комплименты. Конечно, проучившись четыре года, мечтала о пении. Сама писала стихи, музыку. Но тогда было сложное время, чтобы пробиться на сцену. Не было таких вокальных конкурсов, как сейчас, разнообразных «фабрик звезд».

Помню такую ​​картинку: я получила диплом, мы стоим с Александром Самсоновичем возле цирка, а училище тогда размещалось как раз в здании цирка, и я спрашиваю: «Что мне дальше делать?». А Александр Самсонович говорит: «Покупаешь сейчас билетик на трамвай, поднимаешься две остановки до театрального института и подаешь свои документы». Спрашиваю: «Ну как я туда пойду? У меня нет блата. Я маленького роста. Брови у меня не черные, глаза небольшие». Это так представляла, какой должна быть актриса, на что он мне снова: «Я тебе еще раз сказал: немедленно садись на трамвай и шуруй в театральный институт».

После этого поступила на курс к Борису Петровичу Ставицкому. Но, к счастью, все-таки не оставила вокал, потому что и в театре пою. Мюзикл «Кабаре», который идет в Молодом театре – это настоящее наслаждение и возможность быть частью этой красоты. Радуюсь, когда выпадает возможность петь, когда дублирую фильмы с песнями.

- У вас в этой профессии большой бонус. Не каждая актриса умеет петь.

- Это на самом деле очень важно. Молодежь, кстати, сейчас так хорошо танцует и поет, поэтому у нас в театре очень много пластичных спектаклей и пения.

- Но, в конце концов, не жалеете, что с пением не вышло?

– Когда-то это для меня было очень болезненно. Это была моя большая мечта. Кажется, у меня было все, чтобы это сложилось. Однако нет смысла сожалеть. С 1994 начала много работать на озвучках, а впоследствии - в дубляже. Очень хорошо, что у меня есть музыкальное образование, пою, поэтому все не зря.

Предложения Аркадия Непиталюка – это всегда залог качественного фильма

– Я очень люблю фильм «Уроки толерантності». Сама история изложена классно, вы хорошо сыграли. Да все актеры очень органичны. Вы сразу согласились? Ведь тема не простая для общества. Сначала кое-кто вообще воспринял эту ленту в штыки.

- Здесь даже не стоял вопрос – согласиться или не согласиться. Это было однозначное «да». С Аркадием Непиталюком мы учились вместе в театральном институте на актерском. Мой первый отрывок из мастерства актера был сделан именно с ним. Думаю, если бы он занимался актерством сейчас – это был бы самый любимый и самый востребованный актер.

В конце 90-х мы работали вместе над программой «Самое смешное домашнее видео», потом несколько лет не виделись и уже встретились на пробах фильма «Припутні».

Аркадий творит именно тот юмор, который я люблю. Несмотря на то, что он снимает истории иногда об очень простых людях, у него никогда не бывает нелепых шуток или безвкусицы. Его предложения - это всегда залог качественного фильма, хорошей команды, потому что он очень тщательно и чувственно подбирает людей. Он понимает, кто ему нужен, он не идет на какие-то компромиссы, а это в общем формирует очень классную историю.

Есть немного ошибочное мнение, что «Уроки толерантності» - это именно о каких-то запретных темах. Но нет, это кино о семье, трансформации, поиске себя. О наших будничных проблемах, любви и, в конце концов, желании понять друг друга.

- Скоро выходит еще сериал «Обмежено придатні», так что ждем.

– Мы тоже очень ждем. В сериале добавились новые персонажи. Наша киношная семья обогатилась и окрепла.

– Еще одна лента, к которой вы причастны, – сериал «Леся+Рома». Это был большой успех и событие на нашем телевидении. Помните, какие это были тогда ощущения? Новый формат, на украинском языке.

- Для меня это скорее история о дружбе, потому что у нас была веселая команда. Мы и после съемок продолжали общение. Я тоже проходила пробы на роль Леси, но выбрали Ирму Витовскую – и она идеальна в этой роли. А мы играли вторую пару, которая была вне кадра. Наши лица открыли только в финальном новогоднем фильме.

Честно говоря, у меня не было ощущения причастности к чему-то новому, осознания какой-то эпохальности. Просто был очень теплый и веселый съемочный процесс.

- Разумеется, кому-то бывает сложно выделить, но что вам доставляет наибольшее удовольствие - дубляж, съемки в кино, игра в театре?

- Это абсолютно разные ощущения, но все это любовь. Поэтому очень ценю классные проекты где угодно.

Семья – это самое важное, поэтому все – ради нее

– Ваши дочери, Мария и Ксения, какой путь выбрали? Они, кажется, ходили в театральную студию.

– Где они у меня только не ходили! И музыкальная школа была, и много театральных студий, и киношколы, и дубляжом занимались, и танцами. Мы много с ними ездили на разные конкурсы. Когда пришло время старшей вступать, я сказала: «Куда угодно, лишь бы ты сама этого хотела». У них есть определенный прагматизм, и мне это нравится.

Мария пошла в торгово-экономический университет на международные экономические отношения. В университете начала заниматься творческими делами, продолжила танцевать. А у них, надо сказать, достаточно мощная база для того, чтобы студенты развивались творчески. Мария уже окончила университет, но танцы стали не только удовольствием, но и работой. Она преподает во многих студиях, дает мастер-классы.

Ксения в этом году окончила школу и тоже пошла в торгово-экономический университет. Но на другой факультет. Тоже творческий ребенок, танцует, участвует в детских спектаклях, работает аниматором, проводит мастер-классы для детей с разных поделок.

Радуюсь, что они двигаются, развиваются, ищут себя. Теперь другие возможности. Я им всегда говорю: «Надо попробовать. Не получится здесь, давай дальше». Сейчас молодежь более свободная – это прекрасно.

– Кто является вашей поддержкой в ​​эти сложные времена?

- Моя поддержка – это моя семья. Они – моя батарейка и подзарядка. Конечно, мне хочется реализовываться, поэтому я работаю, развиваюсь, получаю от этого удовольствие. Но семья – это самое важное, поэтому все – ради нее.

– С блэкаутами удается справиться? Как проводите это время?

– Мы все как-то приспосабливаемся, накупила фонариков. С фонариком же много чего можно сделать, разве что борщ не сваришь. Закачала фильмы – имею такой санкционированный отдых. У меня очень много разнообразных классных свечей, так что зажигаю свечи, смотрю кино, теперь успеваю посмотреть то, что давно хотела, но не хватало времени. Пол, кстати, тоже при свечах мыла. Довольно романтично.

– Вы классно выглядите. Как ухаживаете за собой?

– Спасибо. Мне это приятно. Красота, особенно с возрастом, – это здоровье. Конечно, наша нынешняя жизнь его нам не прибавляет. Но слежу за питанием. Когда, например, перестала есть мясо, почувствовала, как начало меняться мое тело.

Некоторое время увлекалась сокотерапией и тоже ощутила прекрасный эффект. Для меня важно, как начать утро. Зимой, например, заливаю расторопшу, лен, коноплю кипятком, пока собираюсь – мой завтрак готов. Мне хватает и комфортно. Летом, когда много огурцов, пью натощак огуречный сок. Обожаю его.

Веду довольно активный образ жизни и столько бегаю - что куда тому спортзалу. Летом бегала на стадионе возле дома. Это было отдельное кино, потому что если посмотреть, наверное, я больше танцевала. Но полчаса попрыгала, и это – кайф. Шла туда и обратно подтанцовывая. Интуитивно делаю то, что мне приятно. Мне приятны массажи. Мой мастер меня просто реанимирует. Если бы еще выполняла все задачи, которые себе ставлю, было бы еще лучше. Но иногда тоже позволяю себе расслабиться.

– Какие ваши сегодня самые желанные мечты?

- Наша победа – это абсолютно самое желанное. Нет сейчас ничего, что стоит где-то в стороне и тебя не цепляет. Каждый сознательный человек страдает от того, что происходит, даже если не в его двор прилетело. Поэтому мое самое большое желание, как и каждого человека, чтобы война закончилась как можно быстрее.

А в общем мое увлечение – это путешествия. До войны мы с детьми ездили достаточно много. Всегда мечтала о путешествиях. Даже свои первые деньги, которые заработала на дубляже, потратила на поездку в Лондон. Учиться и видеть мир – самое интересное.